Время новостей
     N°75, 29 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2004
Похищение "Генерала"
В Лос-Анджелесе украли виолончель Страдивари
На прошедших выходных музыкальное искусство понесло очередную тяжелую утрату. Правда, есть надежда, что утраченное, как часто бывало, удастся вернуть. В Лос-Анджелесе злоумышленники украли инструмент работы великого Антонио Страдивари. Возможно, это мало кого удивит, поскольку, с точки зрения далекого от классической музыки человека, дорогущие скрипки Страдивари для того и созданы, чтобы ушлые воры их крали, а интеллигентные оперативники с лицами как у Сергея Шакурова их в течение нескольких серий искали. Но на этот раз кража была немного нестандартной: для разнообразия преступники унесли не скрипку, а виолончель, известную под названием «Генерал Кид». Это сильно повышает шансы сыщиков: ведь виолончель покрупнее скрипки будет и спрятать ее сложнее. Кстати, говорят, великий итальянец еще и арфы делал, но их почему-то никто не ворует. То ли не сохранились до наших дней, то ли действительно прятать столь крупные краденые предметы трудновато.

Судя по скупым сообщениям агентств, кража была проведена, если так можно выразиться, с определенным изяществом. В начале уикенда инструмент спокойно лежал в некоем доме в лос-анджелесском районе Лос-Фелиз, а к вечеру воскресенья он из здания бесследно исчез. При этом никаких следов взлома полиция так и не обнаружила. Естественно, немедленно были допрошены все обитатели дома, но, по словам следователей, они вряд ли причастны к похищению. Виолончель уже тридцать лет принадлежит Лос-Анджелесской филармонической ассоциации. По словам представителя ассоциации Элизабет Хинкли, виолончель прекрасно сохранилась и считается одним из самых ценных музыкальных инструментов в мире. В последнее время на ней играл солист Петер Штумпф, который в момент кражи находился вне города и следствию ничем помочь явно не может.

Как сообщает Associated Press, стоимость похищенного инструмента, изготовленного в 1684 году, составляет 3,5 млн долл. Если это действительно так, то воры отхватили очень солидный куш. Скажем, скрипки работы этого итальянского мастера тоже считаются запредельно дорогими, но при этом за три с половиной миллиона при желании можно обеспечить инструментами Страдивари как минимум камерный симфонический оркестр. Рекордная сумма, уплаченная за скрипку под названием «Крейцер» на нью-йоркском аукционе Сhristie's, составляет 1 млн 200 тыс. долл. А на «Сотбис» в Лондоне за одну из лучших скрипок Страдивари уплатили полтора миллиона долларов. Но обычные, «рядовые» инструменты великого кремонца стоят в полтора-два раза меньше. Впрочем, виолончели с клеймом Страдивари ценятся дороже просто потому, что их очень мало. Скрипок с клеймом этого мастера в мире насчитывается около пяти сотен, а виолончелей -- всего-то около 60 штук.

Полиция надеется, что история получит широкую огласку, и похищенный инструмент ворам просто не удастся продать. Но если виолончель брали по заказу какого-нибудь богатого, но нечистоплотного коллекционера, надеяться на это не стоит. Тогда она надолго будет спрятана от посторонних глаз в личном собрании, пока наконец не выплывет на каком-нибудь аукционе. Но если виолончель украли не для конкретного покупателя, то преступники, не обнаружив покупателей на рынке краденого, могут в какой-то момент просто выкинуть инструмент.

Надо отметить, что ничего невероятного в этом нет, ведь с инструментами работы Страдивари и не такие чудеса случаются. Мало того что скрипку ценой в сотни тысяч долларов можно подчас отыскать на чердаке среди старого хлама (бывали такие уникальные случаи). Иногда музыканты просто теряют свои инструменты, но они чудесным образом находятся. К примеру, виолончелист Линн Харрелл однажды умудрился забыть свою виолончель Страдивари в нью-йоркском такси. Но водитель Мохамед Ибрагим не только не попытался присвоить инструмент стоимостью 4 млн долл., но и полдня ездил по городу, пытаясь отдать забытую виолончель хозяину.

Михаил МАНСКОЙ