|
|
N°75, 29 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Германские фирмы опасаются новичков
Отношение немцев к расширению Евросоюза на восток выражается поговоркой "и хочется, и колется". С одной стороны, неплохо иметь под боком соседа, у которого все будет дешевле. Есть тому давний пример -- города, разделенные границей по Одеру и Нейсе. До конца второй мировой войны они были полностью немецкими. Затем их разделила «граница мира». На западном берегу осталась часть немецкого города Герлица, а на восточном появился польский Згожелец. Так же был поделен и немецкий Губен, ставший на польской стороне Губинем.
Вот уже более десятка лет для пересечения границы с восточными соседями и наоборот достаточно предъявить внутреннее удостоверение личности. Никакого нашествия поляков или чехов на Германию, как это с тревогой ожидалось в начале 90-х, не произошло. И преступности не стало больше. Разве что на берлинских стройках одно время стало больше нелегальных рабочих.
А для немцев приграничные районы соседних восточноевропейских стран стали потребительским раем. Лишь ленивый и глупый в немецком Губене и окрестных селах будет заправляться у себя в Германии -- у поляков топливо на 25--30% дешевле. К восточным соседям охотно заходят в парикмахерскую или в магазин. За сигаретами, цена на которые в Германии доходит до 5--6 евро за пачку, идут на соседский рынок. У каждого торговца гордо выложены для отвода глаз блоки всех известных мировых табачных фирм с польскими налоговыми марками. На самом деле на польских вещевых и продуктовых рынках бойко идет торговля из-под полы лицензионными "Вест", "Мальборо" и т.п., российского производства. Хотя восточные границы Польши оборудованы по последнему слову шенгенской техники, количество контрабандного табака из России не уменьшилось.
Что ждет Германию после расширения Евросоюза? Самую большую угрозу, прежде всего для мелких и средних немецких фирм, пессимисты усматривают в конкуренции на рынке труда, особенно в стокилометровой зоне у границ Польши и Чехии.
Эксперт из Института изучения проблем среднего предпринимательства в западногерманском Ганновере Эберхард Хамер уверен, что с 2004 года следует быть готовыми к «существенному давлению дешевой рабочей силы» с востока. Зарплаты и социальные отчисления в соседних странах во много раз ниже, чем в Германии. Поэтому немцам станет трудно конкурировать с восточноевропейскими фирмами, на которые распространятся все преимущества членства в ЕС. Традиционный аргумент «немецкого качества» вряд ли подействует.
А вот эксперты Института экономических исследований из восточногерманского Галле держатся противоположной точки зрения. Профессор Мартин Розенфельд подчеркнул в беседе с корреспондентом «ВН», что не следует опасаться «массовой кончины» немецких фирм в новых федеральных землях бывшей ГДР: «Капитал идет туда, где для него есть наиболее выгодные условия. А на востоке Европы и без того давно сложилась система дочерних предприятий немецких фирм». Иное дело -- сфера обслуживания. Здесь, ожидает г-н Розенфельд, вполне реален прорыв восточноевропейских фирм на немецкий рынок. Но лучше, если они будут теперь работать официально, чем нелегально, что случалось раньше.
Кто прав, покажет время. Пессимистический прогноз Эберхарда Хамера означает, что после присоединения к ЕС восточных соседей, не выдержав дешевой конкуренции, на востоке Германии закроется 250 тыс. предприятий. 40% рабочих мест исчезнет. Банкротами окажутся города и сельские коммуны. Приграничные восточногерманские регионы станут трущобами для бедноты.
Истина, скорее всего, где-то посередине. Да, в ближайшие 20 лет, как ожидает Германский институт исследований в области экономики, из Центральной и Восточной Европы ожидается пополнение на уровне 1,5--1,9 млн человек. Но это будут хорошо образованные профессионалы, которые на фоне массового старения коренного населения Германии придутся кстати.
Юрий ШПАКОВ, Берлин