|
|
N°75, 29 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свадьба с приданым
Государственные предприятия будут продавать с большим задатком
Покупка госпредприятия в скором времени может стать довольно хлопотным занятием. Согласительная комиссия по закону о приватизации государственного и муниципального имущества намерена повысить денежный порог для участия в приватизационных аукционах. В несознательности покупателей, «примеривающихся» к покупке госпредприятия, но так и не совершающих сделку, государство обнаружило источник недобора доходов в бюджет от продажи предприятий в прошлом году.
На доходы от использования госимущества, в том числе от его приватизации, правительство делало большую ставку, говоря, что пора отказываться от чисто налогового пути формирования доходов бюджета. Если же порядок проведения торгов по продаже госсобственности будет изменен, прицениться к государственному или муниципальному предприятию сможет только тот, кто в состоянии действительно выложить за облюбованное им предприятие энную сумму. А не тот, кто, распугав прочих покупателей, назначил высшую цену, но в результате передумал заключать договор. Сатисфакцией для бюджета, так и не сумевшего спихнуть ненужное ему предприятие, в таком случае должна стать большая сумма задатка.
Нынешний закон о приватизации говорит, что при приватизации государственного или муниципального имущества стоимостью от 2,25 до 15 млрд руб. задаток, выплачиваемый участником аукциона, составляет неизменную сумму в 450 млн руб. Это значительно меньше определенного законодательством 20-процентного задатка для участника торгов. При этом цена имущества, выставляемого на продажу, может быть настолько высока (при продаже, к примеру, дорогостоящего имущества или имущественных комплексов), что 20% от начальной стоимости будет составлять сумму гораздо большую, чем 450 млн МРОТ. Создавалась парадоксальная ситуация -- чем выше стоимость госимущества, тем меньше ответственности несут его потенциальные покупатели.
К концу прошлого года стало ясно, что программа приватизации, от которой зависит наполнение бюджета, выполнена не будет. Из выставленных на приватизацию 3926 объектов продали лишь 2188 -- чуть больше половины. Формальное же перевыполнение плана произошло за счет продажи в четвертом квартале 2002 года "Славнефти" и ЛУКОЙЛа, так как выручка попала в бюджет только в 2003 году.
Чтобы подстраховаться от подобных проблем в будущем, закон о приватизации было решено переписать. Когда в октябре прошлого года Совет Федерации получил из нижней палаты поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, сенаторы поправки отклонили, отметив «снижение качества работы депутатов». Переписать написанные прошлым составом Думы поправки в закон о приватизации депутатов заставили сенаторы. Прежнему составу Думы было перед выборами явно не до тонкостей нормотворчества. В свежепереписанном депутатами законе был оставлен прежний порядок доступа к аукционам по продаже госимущества. Поправки вернули в Думу.
По предложению согласительной комиссии, созданной с участием сенаторов и депутатов, в закон будет внесена норма о том, что перед аукционами по особо крупным предприятиям будет проводиться своеобразная ротация участников. Если начальная цена превысит 15 млрд руб., размер задатка будет определяться правительством индивидуально для каждого случая. Как считают законодатели, это позволит увеличить доходы федерального, региональных и местных бюджетов от продажи на аукционе государственного имущества даже в случае отказа победителя аукциона от заключения договора о купле-продаже. Так что казна будет наполнена не мытьем, так катаньем. Правда, в таком случае инвесторы вообще могут отказаться покупать выставленные на продажу российские государственные предприятия.
Ирина СКЛЯРОВА