|
|
N°75, 29 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лекарство от Европы
У Москвы есть рычаги воздействия на ЕС
Намеченное на 1 мая расширение Евросоюза (ЕС) -- это тектоническое изменение мировой политики. Чиновники Москвы и Брюсселя убаюкивают нас оптимистическими заявлениями, мол, бояться этого расширения не надо. Но на самом деле, как заметила автору замдиректора Института мировых экономических и политических исследований (ИМЭПИ) Светлана Глинкина, «расширение ЕС -- один из самых мощных вызовов России». По мнению г-жи Глинкиной, искать национальную идею уже не нужно: вырастающий на нашей западной границе гигант ставит перед Россией проблемы такого рода, на решение которых потребуются усилия всего народа. Дело даже не в 300 млн евро в год (по другим данным, потери составят 450 млн долл.), которые Россия потеряет из-за автоматического распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС на десять его новых членов. Поменяется глобальная расстановка сил в Европе. А это куда серьезнее.
В 60-е годы британский премьер Уинстон Черчилль описывал положение Великобритании так: «Я чувствую себя маленьким гордым осликом между двумя слонами -- Советским Союзом и США». Сегодня ситуация иная. Теперь уже Россия оказывается осликом, зажатым со всех сторон как минимум тремя слонами: ЕС, США и Китаем.
Население 15 стран прежнего Евросоюза составляет 375 млн человек. После присоединения 1 мая десяти новых членов оно увеличится более чем до 450 млн человек. На этом фоне 144 млн жителей России выглядят достойно, но не слишком внушительно. К тому же наше население постоянно уменьшается.
Валовой внутренний продукт (ВВП) России составляет всего лишь 10,5% ВВП "большого" Евросоюза. Что же касается торговых отношений России и ЕС, то, по данным ИМЭПИ, «значение российского рынка для ЕС сегодня почти равно значению рынка Венгрии».
Десятка новых членов ЕС: Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия, Словения.
Вот и судите, кто более матери-Европе ценен: Россия или ее недавние союзники на нашей западной границе? После расширения ЕС на новый Евросоюз придется 56% российской внешней торговли. Получается, что ЕС и без России проживет, а вот для нас любые санкции со стороны ЕС будут смерти подобны. Отсюда и более уверенный тон ЕС при общении с Россией. Отсюда требования к россиянам равняться на стандарты ЕС во всем -- от продукции авиапрома до экологической политики.
«Я не понимаю, почему ЕС все еще продолжает прислушиваться к мнению России, -- недоумевает финский политолог Хиски Хауккала, глава проекта по исследованию расширения ЕС в университете Хельсинки. -- Сейчас России просто нечем нас пугать, кроме как своим ядерным оружием, которое давно никому не нужно. При этом Москва требует, чтобы ее до смешного шумные самолеты продолжали летать в Европу. Россия отказывается признавать положение русского меньшинства внутренним делом Латвии и Эстонии».
Обижаться на такие заявления смешно. А ответить на них делом, например какими-нибудь санкциями, России будет трудно. Это будет значить не больше, чем лай Моськи на слона. Как видно из приведенных выше цифр, ответные санкции ЕС будут для России куда болезненнее, чем ущерб, который мы сможем нанести, например, если вдруг перекроем нефтегазовые поставки в Европу, хотя это и невозможно. После входа в зону евро стран с «конфликтным потенциалом» -- Латвии, Эстонии, Польши -- в случае торговой войны нам придется иметь дело уже не с Ригой, Таллином или Варшавой, а со всем великим и могучим ЕС.
Россиянам надо помнить и о том, что после расширения ЕС возможность влиять на большую европейскую политику впервые получат страны, несущие в своей исторической памяти обиду на Москву как бывшие члены социалистического блока.
Заявления ЕС по чеченскому вопросу -- лучшая лакмусовая бумажка для определения перемен в российской политике ЕС. Здесь переломным моментом стало начало 2004 года. В это время совет министров иностранных дел ЕС подверг резкой критике предыдущие заявления по чеченской проблеме итальянского премьера Сильвио Берлускони. Он не раз выражал понимание проблем российского президента в связи с Чечней, что единодушно осудили европейские министры. По их мнению, итальянский премьер, действовавший по собственной инициативе, мог создать у Владимира Путина ложное представление о позиции ЕС по Чечне.
В резолюции, подготовленной комитетом по международным делам Европарламента в феврале 2004 года, защита прав человека в России, особенно в Чечне, объявляется приоритетом политики ЕС на российском направлении. В документе отмечалось, что до сих пор ЕС переоценивал «зависимость от нефти и газа России, недооценивая потребность России в европейских рынках». В переводе с дипломатического языка это означает: Европе надоело танцевать под дудку Москвы. Теперь России придется потанцевать под дудку Брюсселя.
В Москве попытались списать эти демарши ЕС на «попытку отвлечь внимание от трудностей расширения». Так ли это? Прекратится ли критика Москвы после счастливого укрупнения европейского гиганта? Сомнительно.
Европейцы наверняка продолжат и критику Москвы за несоответствие «евростандартам» и так же будут препятствовать интеграции в рамках СНГ.
ЕС давно уже рассматривает СНГ не как партнера, а как конкурента. В конце 2003 года российский и украинский президенты подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) России и Украины, и тогда тут же с протестами в Киев примчался не кто иной, как комиссар ЕС Гюнтер Ферхойген, отвечающий за отношения Евросоюза с соседями. «Если ЕЭП обретет форму таможенного союза, -- заявил он, -- это чревато последствиями, что скажется на отношениях Украины с ЕС и повлияет на вступление Украины в ВТО. Процесс евроинтеграции может быть замедлен или остановлен». Опять-таки, в переводе с дипломатического языка это означало: глупцы, не надо так тесно сближаться с Россией, это закроет вам двери в ЕС!
Источник "ВН" в МИД России отметил, что для России такая позиция ЕС давно уже не тайна. Так как же Россия будет продолжать экономическую интеграцию постсоветского пространства, имея под боком такого мощного соперника? И вот здесь-то России можно и нужно бороться.
Тактика ЕС очевидна: Евросоюзу нужна свободная экономическая зона на территории бывшего СССР, но вот никакой таможенный союз ему там не нужен. Свободная экономическая зона означает, что произведенный в Германии или Франции товар, попав в Белоруссию, будет беспрепятственно продаваться от Бреста до Владивостока. Таможенный союз опасен, поскольку Россия и бывшие республики СССР могут выстроить против ЕС единую таможенную стену и появятся возможности для развития постсоветской экономики. Значит, у ЕС появится конкурент. Поэтому Брюссель будет изо всех сил мешать созданию ЕЭП России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Есть ли у России возможность переиграть еврочиновников?
Такая возможность есть. С расширением ЕС важность российского рынка для вступающих в Евросоюз восточноевропейских стран не уменьшается, а увеличивается. Почему? Да потому, что для многих людей в Польше, странах Балтии и Словакии присоединение к ЕС обернется безработицей и финансовыми трудностями. В Польше из-за несоответствия стандартам ЕС будет ликвидировано не менее 1,3 млн крестьянских хозяйств. Пессимисты предрекают сокращение количества самостоятельных хозяйств на три четверти, что для не знавшей коллективизации Польши очень болезненно в социальном отношении.
Куда сбывать свою продукцию этим крестьянам? Конечно, не на переполненные рынки Германии или Франции, где фермеры еще десятки лет будут получать в несколько раз больше субсидий из фондов ЕС. Остается вывозить товар в СНГ, в первую очередь -- в Россию. Россияне уже наблюдают этот процесс на примере такой продукции польской пищевой промышленности, как печенье «Причуда» или йогурты «Фантазия». Россия получает рычаг влияния на Польшу: от открытости наших рынков будет зависеть социальный мир в этой стране -- в отличие от наших тихих мужиков польские крестьяне запросто блокируют дороги и заваливают навозом подъезды к правительственным учреждениям.
Взамен доступа на свои рынки Россия имеет полное право потребовать от ЕС не препятствовать интеграции в рамках СНГ или хотя бы не делать этого в беспардонной форме, как сейчас. Можно привлечь в качестве союзников восточноевропейских евроскептиков -- партии, которые выражают интересы тех слоев населения, чье благополучие затронет слияние с Единой Европой. Союзниками могут стать «Лига польских семей» и «Самооборона» в Польше, «Фидеш» в Венгрии, а также чешский президент-евроскептик Вацлав Клаус. Договориться будет непросто, но опыт общения с учтивыми чиновниками из Еврокомиссии должен был научить нас: мягко стелят -- жестко спать.
Дмитрий БАБИЧ, обозреватель журнала Russia Profile, -- для газеты "Время новостей"