|
|
N°84, 17 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И вот они расселись по местам
Совет Федерации рискует стать лишним органом власти
Год назад Владимир Путин объявил о реформе Совета Федерации. На вчерашнем заседании верхней палаты результат этой реформы был виден весьма наглядно.
"Такой Совет Федерации надо распускать немедленно", -- в сердцах заявил в среду кемеровский глава Аман Тулеев после того, как сенат не смог преодолеть вето президента на закон, ограничивающий экспорт из России цветного лома. На этом вполне техническом вопросе наглядно просматриваются различия между старой и новой верхней палатой парламента. Еще сохранившие свои сенатские мандаты губернаторы доказывали коллегам необходимость такого закона, а новые депутаты СФ, сбившиеся в группу "Федерация", решили голосовать за поправку солидарно. Новичков оказалось достаточно, чтобы вето президента осталось в силе.
Впрочем, противостояние это временное -- новых сенаторов становится все больше, а сопротивление губернаторов -- все меньше. Уходят из сената даже те региональные лидеры, которые по закону могли бы оставаться до первого января 2002 года. До конца намерены доработать лишь руководители комитетов да вице-спикеры. Оно и понятно. К примеру, возможности главы бюджетного комитета Константина Титова лоббировать интересы Самарской области куда больше, чем того же Константина Титова -- рядового губернатора.
Но даже получение командных сенатских должностей вряд ли прибавит новым сенаторам политического веса. Собственно, на этот счет большинство из них, похоже, не сильно заблуждаются. Не зря же группа "Федерация", несмотря на все амбиции своих руководителей, хочет уговорить орловского губернатора и спикера сената Егора Строева расстаться с губернаторством и остаться на посту в сенате.
Правда, неизвестно, согласится ли сам г-н Строев руководить палатой, чей политический вес в жизни страны стремится к нулю. Или, что будет точнее, к тому минимуму, который отведен верхней палате Конституцией. Значимость сенату придавали не его полномочия, а наличие в нем политических тяжеловесов, которые отстаивали интересы территорий не столько мандатами, сколько собственным авторитетом. У нынешних авторитета маловато.
Да и вообще не очень понятно, чем будут заниматься новые сенаторы, когда с начала года им придется работать на постоянной основе. Практика показывает, что на решение отнесенных к его компетенции вопросов сенату хватает одного дня в месяц. Попытка более активно включиться в законотворческий процесс неминуемо столкнется с ожесточенным сопротивлением Думы. Чем будут загружены сенаторы в остальные рабочие дни -- это вопрос. Кое-кто из старых сенаторов уже пошутил, что они могут заменить сотрудников аппарата -- делать им больше все равно нечего.
Отсутствие реального круга обязанностей может быть компенсировано активной лоббистской деятельностью как в пользу своего региона, так и для "себя". Это благотворно скажется на положении отдельного региона или отдельного человека, но негативно отразится на самом Совете Федерации. Сенат рискует превратиться в практически лишний орган государственной власти, с весьма незавидной судьбой. Тем более что рядом с верхней палатой парламента находится Госсовет, вполне справляющийся с функцией представления интересов регионов в Москве.
Владимир ШПАК, Глеб ЧЕРКАСОВ