|
|
N°84, 17 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новые сенаторы собираются учиться у старых
Появление группы «Федерация», объединяющей сторонников Владимира Путина, стало одним из наиболее очевидных отличий обновленного Совета Федерации от сената старого образца. О том, что изменится в работе верхней палаты, корреспонденту газеты «Время новостей» Марии НИКИФОРОВОЙ рассказал один из координаторов группы «Федерация», сенатор от Сахалина Валерий ГОРЕГЛЯД.
-- Чем новый Совет Федерации отличается от старого?
-- В разговорах о том, что СФ теряет в статусе, становится качественно иным органом из-за нового порядка формирования, есть надуманность. Разве изменилась Конституция, появились другие полномочия у СФ, произошли изменения в законодательстве, то есть все то, что предопределяет создание совсем нового органа? Когда в прошлый раз, в 1996 г., кардинально менялся принцип формирования сената, таких опасений почему-то не было. Мне кажется, в СФ должна доминировать профессиональная законотворческая работа, ей раньше в силу объективных причин уделялось не так много внимания, поскольку преобладали политические и хозяйственные вопросы. Но ведь главная составляющая деятельности парламента -- это разработка законов. Преимущество нового состава СФ может проявиться в том, что у нас есть возможность вступить в обсуждение законопроекта с момента его зарождения, на всех стадиях его разработки и обсуждения, чего раньше не было. Это не противоречит нашим конституционным полномочиям, а скорее усиливает их.
-- А нужны ли сенату какие-дибо дополнительные полномочия?
-- Я думаю, конституционных полномочий вполне хватает. Если берешь конституционные полномочия, то у кого-то надо их забрать, а в этом нет необходимости. Пока изменения в Конституцию объективно не созрели, с моей точки зрения.
-- Для чего создана группа «Федерация»?
-- У нас есть опасения, что СФ поделится на фракции. Это очень нежелательно. Основной задачей «Федерации» станет обеспечение законодательной поддержки курса президента, что не есть признак верноподданничества конкретному человеку. Если задуматься над нашей Конституцией и над тем, что предписано делать тому или иному субъекту политической деятельности, то все станет на свои места. Никто не удивляется, когда избирается президент США, что у него имеется сенатское большинство и большинство в конгрессе, -- только тогда можно управлять жизнью страны. Мы же привыкли к тому, что парламент должен быть оппозиционным, но сейчас, как никогда раньше, необходимо конструктивное взаимодействие всех ветвей власти.
-- У вас есть предложения по кандидатуре спикера палаты?
-- Я не исключаю, что это может быть Егор Строев. Но это будет зависеть в том числе и от его желания. Что касается «Федерации», то она не занимается подобными кадровыми вопросами, у нас иные задачи. Насколько я знаю, Егор Строев многих устраивает. Со стороны «Федерации» кадровых инициатив подобного рода не будет.
-- Что должно измениться в вашей работе и как будут строиться отношения с Думой?
-- Мы предлагаем иначе организовать законотворческий процесс. Смысл в том, что мы готовим свое заключение на тот или иной закон, отправляем его в Госдуму, и, рассматривая закон в первом чтении, Госдума уже знает позицию СФ, что предостерегает от многих ошибок. То же и в последующих чтениях. И у нас появляется больше возможностей на уточнение своей позиции в ходе консультаций в том числе и с Думой.
Некоторые наши инициативы Думе могут не понравиться. В частности, мы предлагаем изменить бюджетную процедуру, внеся изменения в Бюджетный кодекс. Смысл в том, что бюджетный процесс разбивается на две части -- собственно закон о федеральном бюджете и закон об основных макроэкономических характеристиках этого бюджета. К первому чтению в Госдуме мы предлагаем самостоятельный законопроект -- это даст нам возможность влиять на конструкцию бюджета, позволит сделать бюджетный процесс не последовательным, а параллельным. То есть субъекты федерации смогут параллельно работать над своими бюджетами, ведь по нынешней технологии они обречены принимать свои бюджеты после принятия основного бюджета. В этом отношении немножко сложнее будет Думе, ведь голос Совета Федерации станет гораздо весомее.
Нас часто упрекают в желании изменить работу СФ по подобию Госдумы. Это не так хотя бы потому, что у нас разные конституционные полномочия. Другое дело, что подготовительная работа перед принятием законопроектов может быть действительно похожа.
-- Предполагает ли новая роль сената изменения в порядке его работы?
-- Есть необходимость пересмотра регламента. В первую очередь обновленная палата должна собираться чаще. Очень многие вопросы в старом составе решались централизованно, возможно, сейчас мы перейдем к коллегиальному принципу выработки решений. Раньше решения о порядке рассмотрения законопроектов принимал председатель палаты, теперь, я думаю, это будет делать Совет палаты -- его функции должны значительно расшириться. Иной характер должны носить взаимоотношения членов СФ с аппаратом палаты -- многое из того, что раньше делали сотрудники аппарата, должно лечь на новых членов сената. Существует потребность внести изменения в процедуру рассмотрения законопроектов в СФ, ведь у сенаторов появится больше работы, но это будет происходить постепенно. Регламент будет существенно изменен, но по-новому СФ начнет лишь тогда, когда состав палаты полностью обновится. Изменения должны носить эволюционный характер, чтобы не нарушить сложившуюся стабильность в работе палаты.
-- Кто более профессионален: старый или новый состав?
-- Меня раздражают заявления новых сенаторов, что, мол, мы будем работать на профессиональной основе. От того, что президент провозгласил работу СФ на профессиональной основе, нынешний состав верхней палаты профессиональней не стал. Более того, в настоящий момент старый состав более профессионален, чем только что пришедшие сенаторы. Куда как легче разговаривать со старыми членами сената -- все же они пять лет здесь находились, у них колоссальный опыт работы и в целом хорошее знание законодательства. Нам всем необходимо еще много учиться.
-- Каково ваше отношение к идее прямых выборов в сенат?
-- На данной стадии в этом нет необходимости, мы не имеем права тонуть в бесконечных выборах, когда в стране масса социально-экономических проблем. Но не исключено, что в течение какого-то времени СФ будут избирать на основе прямых выборов. Это может произойти в обозримом будущем, когда мы реально сможем обеспечить большую степень демократии в обществе.
Беседовала Мария НИКИФОРОВА