|
|
N°74, 28 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моджахеды празднуют победу
Новая афганская армия предпочитает старое русское оружие
Вчера на центральной площади Кабула состоялся военный парад. 12 лет назад в этот день афганские моджахеды вошли в афганскую столицу и свергли последнее прокоммунистическое правительство страны. Президент Наджибулла был убит, а его растерзанное тело вывешено на одной из кабульских площадей. Так в 1992 году окончилась одна афганская война и началась другая.
Борьба за власть между победившими моджахедами оказалась не менее кровопролитной. Кабул превратился в развалины именно в результате этой безжалостной междоусобицы. Ее итогом стало возникновение в 1994 году движения «Талибан». Талибы собрали под свои белые флаги, символизирующие приверженность истинному исламу, десятки тысяч афганцев, в основном пуштунов, уставших от хаоса и вооруженного беспредела, установившихся в стране с приходом моджахедов. Через два года талибы взяли Кабул и контроль над большей частью территории Афганистана. И только потом страна стала вотчиной «Аль-Каиды» и штаб-квартирой Усамы Бен Ладена. Дальнейшее хорошо известно...
Спустя дюжину лет победу моджахедов отмечают в Афганистане как самый главный национальный праздник. Но не все афганцы согласны с этим. «У нас есть другой, никем еще не отмененный праздник, 19 августа», -- говорят они. В этот день в 1921 году Афганистан восстановил свою национальную независимость после долгих лет британского господства.
Однако именно 27 апреля, уже в третий раз после победы над движением «Талибан» в 2001 году в Кабуле проходит военный парад. Вчера он выглядел как никогда внушительно. Накануне в афганскую столицу прибыли 26 послов стран НАТО -- столь солидное представительство Альянса было призвано подчеркнуть решимость блока увеличить в ближайшем будущем контингент Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, насчитывающих сегодня 6500 военнослужащих. МССБ расширяют свое присутствие в провинциях к северу и западу от Кабула. После случившихся в марте--апреле этого года антиправительственных вооруженных столкновений в Герате и Фарьябе стало очевидно: правительство Карзая, власть которого фактически не распространяется дальше кабульских окраин, не способно своими силами гарантировать безопасность назначенных на сентябрь президентских и парламентских выборов.
И тем не менее Хамиду Карзаю необходимо было продемонстрировать высоким гостям успехи в формировании новой национальной армии Афганистана. В конечном итоге она должна насчитывать 70 тыс. человек и еще 12 тыс. -- полицейских сил. Сложилось впечатление, что г-н Карзай вывел вчера на площадь чуть ли не все, что можно было собрать в Кабуле из живой силы и техники. По плацу продефилировали не менее трех тысяч солдат и офицеров, танки, бронемашины, тяжелая и зенитная артиллерия, «катюши» и даже четыре тяжелые ракеты типа «земля--земля» и «земля--воздух». Низко над трибунами парами проносились военно-транспортные вертолеты Ми-8 и боевые Ми-24. Не хватало только рева истребителей, но сведущие люди утверждают, что это будет к следующему параду.
Практически вся показанная на параде техника была советского либо российского производства. Часть бронетехники доставили из Пандшерской долины -- главного плацдарма Северного альянса Афганистана, вынесшего на себе основную тяжесть войны с талибами. Несколько российских «вертушек» только недавно были отремонтированы в России в счет безвозмездной военно-технической помощи афганской армии. Еще пара Ми-8 и два военно-транспортных самолета Ан-32 готовы к отправке в Афганистан после ремонта в России, так же как и 74 армейских «КамАЗа», 50 полковых радиостанций, запчасти к любимым у афганцев танкам Т-62 и грузовикам ГАЗ-66 -- всего на 9 млн долл. Всего безвозмездная российская помощь Кабулу по линии ВТС за последние полтора года составила около 60 млн долларов.
Наш корреспондент наблюдал за парадом из дипломатической ложи, расположенной по соседству с ложей правительства и почетных гостей. Отсюда хорошо была видна большая рыжая собака, под марш военного оркестра дерзко промчавшаяся перед изготовившимися к маршу войсками. Еще более любопытная сцена разыгралась после того, как Хамид Карзай, приняв рапорт командующего парадом, поднялся в VIP-ложу. Неожиданно оттуда раздалась громкая ругань. Оказалось, что небольшой скандал закатил экс-президент страны Сигбатулла Моджадедди. Уважаемый афганский старейшина, ставший после победы моджахедов в 1992-м на несколько месяцев временным главой государства, решил, что ему предоставлено недостаточно почетное место. Дело в том, что в пору его президентства пост замминистра иностранных дел в первом правительстве моджахедов получил Хамид Карзай. Моджадедди поэтому считает, что он особенно близок нынешнему афганскому лидеру и его место в ложе должно быть рядом с Карзаем, ближе, чем кресло экс-президента Раббани. Конфликт был быстро улажен, дипломаты обменялись понимающими улыбками и обратили взоры на площадь.
А по ней проезжали украшенные цветами грузовики с огромными портретами Карзая и великого Масуда -- харизматического лидера Северного альянса, убитого в результате покушения 9 сентября 2001 года. Потом появились подразделения афганских пуштунов, таджиков, узбеков, хазарейцев... Они были в развевавшихся на ветру национальных одеждах, в кроссовках или тапочках, как правило, на босу ногу. Но кое-кто маршировал и в носках. Затем прошли ветераны-инвалиды, одних везли в колясках, другие шли сами, на костылях. В их числе было около десяти безногих женщин. Они мужественно, под палящим весенним солнцем маршировали через всю огромную площадь также на костылях. Лица их были, за небольшим исключением, открыты, но руки заняты, и они не могли приветствовать своих руководителей. Такое зрелище на военных парадах вряд ли можно увидеть где-то еще.
Когда по площади пошли части регулярной армии, демонстрируя далекий от образцового строевой шаг, один из линейных офицеров от чрезмерного волнения потерял на ходу саблю. Но это уже не показалось неожиданным. Для афганцев всегда было важнее воевать, чем учиться муштре.
Аркадий ДУБНОВ, Кабул