Время новостей
     N°84, 17 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2001
Рабочий класс возродился в «Аэрофлоте»
По вине амбициозных профлидеров
Вчера лидеры профсоюзов «Аэрофлота» постарались усилить общественный резонанс предупредительной забастовки, организованной ими 13 мая. Администрация предприняла адекватные контрпропагандистские усилия. Обе стороны вчера провели пресс-конференции.

Сама по себе забастовка имела скромные масштабы. Часовая остановка в нескольких цехах Авиационного технического центра (АТЦ) «Аэрофлота» нанесла ущерб в 1 456 210 руб., сообщил директор департамента "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев. Эта сумма не критична для компании, доход которой в 1999 году составил почти 28 млрд руб. (финансовые итоги 2000 года еще не опубликованы).

Акцию так или иначе поддержали три из четырех профсоюзов «Аэрофлота»: Профсоюз авиационных специалистов (ПрАС), Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) и Независимый профсоюз бортпроводников (НПБ). Последний сагитировал часть своих членов на невыход на работу «по болезни». По словам первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» по производственной деятельности Анатолия Волымерца, сейчас на больничных сидят 500--600 из 2600 бортпроводников компании. Однако самый многочисленный в «Аэрофлоте» Профсоюз авиаработников (он объединяет 11 тыс. из 15 тыс. сотрудников компании) сохраняет лояльность администрации. Это дало Волымерцу повод заявить, что истинной причиной трудового конфликта стали амбиции руководства «малых» профсоюзов, которые хотят для своих организаций отдельных коллективных договоров и особого отношения. Лидеры ПрАС и НПБ с этим, естественно, не согласны.

Председатель совета ПрАС Виктор Клещенков заявил вчера, что забастовщики требуют одного -- повышения зарплаты на 50%. Он подчеркнул миролюбие своих соратников и их готовность к компромиссу: «Мы никакой борьбы не ведем, а только предлагаем, но с нами не хотят... Вот если бы мы просили зарплату как в «Люфтганзе» -- 2000 долл. -- вот это была бы борьба». Правда, в пресс-релизе по итогам забастовки в АТЦ подчеркивается, что там «началось возрождение рабочего класса». Да и Клещенков, при всем своем стремлении к согласию, не исключил, что намеченная на 25 мая или 2 июня конференция трудового коллектива АТЦ решит начать бессрочную забастовку.

Борис Елисеев высказался в том же духе: администрация хочет уладить дело по-хорошему. В качестве первого шага в этом направлении она намерена предъявить ПрАС иск о возмещении ущерба от забастовки. Она также обратилась в прокуратуру с просьбой возбудить дело о незаконности стачки, что позволило бы принять к ее участникам «дисциплинарные меры».

Михаил КУКУШКИН