|
|
N°75, 29 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы любим родину, а не ЕС»
Противники вступления Польши в Евросоюз оружия не сложили, но стали большими прагматиками. Единства в их рядах по-прежнему нет. Одни призывают бойкотировать предстоящие 13 июня выборы в Европарламент, другие считают такую крайность изменой польским интересам. На вопросы газеты «Время новостей» отвечает известный польский евроскептик, лидер христианско-национальной «Лиги польских семей» Роман ГЕРТЫХ.
-- Что означает лозунг «Люблю Польшу, ЕС -- нет!» на вашем партийном стенде?
-- Это значит, что мы более поляки, нежели европейцы. И это, пожалуй, и отличает нас от всех других политических партий Польши. Мы были против присоединения Польши к Евросоюзу. Мы признали результаты референдума, на котором большинство поляков проголосовало за вступление в ЕС. Однако мы будем самой евроскептической партией в польском парламенте. Почти треть граждан Польши настроена против Евросоюза. А это как-никак 4 млн избирателей, мнением которых пренебрегать нельзя.
-- К чему может привести вступление Польши в ЕС?
-- Дадут о себе знать очень невыгодные для нас экономические тенденции. Польша развивается в темпе 6% прироста ВВП ежегодно. Вхождение в ЕС, по утверждению наших экономистов, замедлит этот темп до 2--3%.
-- Но польские газеты пишут о внушительных дотациях сельским производителям, росте их прибыли и о том, что польское продовольствие завоюет Европу.
-- Польские СМИ все время трубят об успехах Евросоюза. Но больше всего потеряет село, крестьяне. Гроши в виде дотаций не компенсируют роста цен на энергоносители и стройматериалы. А введение по требованию ЕС акциза на уголь, а это основное сырье для производства энергии в Польше, потянет за собой рост всех цен, потому что неэнергоемкая продукция встречается нечасто.
-- Почему вы, главные евроскептики, все-таки участвуете в выборах в Европарламент?
-- В Европарламенте должны быть евроскептики, чтобы интересы польского народа в ЕС представляли не только те, кто продал Польшу. Лига польских семей постарается эффективно воспользоваться тем, что может дать ЕС. Мы хотим использовать европейскую трибуну и европейский парламент во имя польских интересов. Когда-то, в начале прошлого века, близкий друг моего деда Роман Дмовский, основатель нашего политического движения, был депутатом российской Государственной думы. А мой прапрадед проводил избирательную кампанию другого депутата российской Думы -- пана Яроньского из Кельце. Они выступали за независимость Польши и организовали в Думе кружок, чтобы защищать польские интересы в тогдашних границах Российской империи. Так что мы продолжаем их традиции: не объявлять бойкот, а использовать существующие структуры.
-- Что в Евросоюзе для вас неприемлемо?
-- Концепция европейского супергосударства. Мы против создания Соединенных Штатов Европы, потому что это ведет к ослаблению независимости нашей родины.
-- Ваша партия поддержит инициативу других оппозиционных партий, которые намерены выступить за выход Польши из ЕС, если на июньском саммите в Брюсселе будут приняты не устраивающие их решения?
-- Это будет зависеть от международной ситуации. Мы к этому времени уже больше сблизимся со странами ЕС. Россия, по нашему мнению, не проявляет никакой воли к сотрудничеству с Польшей, зато очень тесно связана с Германией. Положению между молотом и наковальней не позавидуешь.
-- Вступление Польши в ЕС отразится на российско-польских отношениях?
-- Очень хорошо, что в конце концов Россия и Евросоюз пришли к согласию в вопросах торговли. Это была горячая точка, способная вызвать торговую войну. Польше нужны хорошие контакты с Россией. Сам я всегда считал, что отношения Польши и России должны быть лучше, чем отношения Германии и России, и не только в экономическом плане. Однако я учитываю, что Польша находится в ином положении по отношению к Западу и является, например, членом НАТО. То, что мы с Россией повернулись спиной друг к другу после трудного периода социализма, не идет на пользу ни одной из стран. Когда двое соперничают, этим всегда пользуется кто-то третий.
Беседовал Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава