|
|
N°74, 28 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На краю большой Европы
Как извлечь выгоду из расширения ЕС
В ночь на 1 мая 2004 года под гром не боев, но салютов новые рубежи Европейского Союза отодвинутся на восток до Нарвы и Чопа, охватят географически азиатский Кипр и почти что африканскую Мальту, а на границах вместо полосатых столбов встанут синие квадраты с кольцом из желтых звезд. Вряд ли лидеры шести стран, создавших в 1951 году на руинах войны Европейское объединение угля и стали, предвидели, что оно вырастет в такой экономический и политический союз. И что в него войдут 25 стран с населением в 450 млн человек. И что у него будут общие рынки, конституция, наднациональные руководящие органы и прозрачные внутренние границы.
Россия в силу геополитического положения и сознательного выбора остается вне объединенной Европы, но строит с ней партнерские отношения. Как любит повторять председатель Еврокомиссии Романо Проди, России в рамках «большой Европы» предлагается все, что будут иметь члены ЕС, кроме общих руководящих структур. Однако Москва воспринимает без восторга новый этап расширения ЕС. Да и в Европе сквозь ликование проскакивает беспокойство.
«Это расширение -- трудный вызов, -- объясняет в интервью «ВН» г-н Диего Охеда, помощник европейского комиссара по международным отношениям Криса Паттена. -- Это самое большое расширение в истории союза: десять новых стран присоединяются к пятнадцати старым. Раньше за один раз вступали одна, две, три страны. Нынешние новички беднее, чем прежние, и полвека строили «развитой социализм». Баланс между выигрышами и потерями зависит от того, насколько успешно они адаптируются».
Пока Брюссель утверждает, что расширение ЕС -- это благо. И не только для членов, но и для партнеров. «Россия должна воспринять расширение ЕС как открытие окна новых возможностей, а не как угрозу, -- считает г-н Охеда. -- Хотя в отдельных областях потери неизбежны».
В Москве о потерях говорят давно. Новые члены ЕС переходят на единое законодательство, которое отменяет двусторонние договоры. Установление визового режима уже принесло потери. Недешево обходится проблема Калининградской области, ставшей островом посреди океана ЕС. К российскому экспорту в Центральную и Восточную Европу будут применяться те же антидемпинговые процедуры, что защищают западноевропейских производителей. Стандарты и правила ЕС могут стать фильтром, отсеивающим товары традиционного экспорта из России в страны бывшего СЭВ. Министр экономического развития и торговли Герман Греф оценивает потери России в 150 млн долл. в год (По другим оценкам, эта цифра равняется 450 млн долларов).
По мнению Диего Охеды, такие подсчеты не имеют смысла. Их авторы видят только те области, которые могут пострадать. Но в большем числе случаев Россия может выиграть. Все зависит от того, как быстро она воспользуется новыми возможностями. Если раньше она заваливала польский рынок «Ладами», а сейчас поляки покупают «Фольксвагены», то придется либо модернизировать российскую автомобильную промышленность, либо искать для Польши другие товары.
Россия, отмечает г-н Охеда, точно так же беспокоилась, когда в начале 90-х в ЕС собиралась Финляндия. Но катастрофы не произошло.
ЕС и российское руководство пришли к компромиссу по ряду беспокоящих Москву вопросов. Например, по квотам на сталь, доступу на европейский рынок российского алюминия, по антидемпинговым мерам, поставкам российского зерна, экспорту ядерного топлива. ЕС заверил, что квот на российские энергоносители не будет, по-прежнему можно будет заключать долгосрочные контракты по газу, а шумным российским самолетам позволят летать в некоторые страны Восточной Европы. В принципе договорились по каверзному вопросу калининградского транзита.
Но многие россияне далеки от этих нюансов. Для них ключевыми словами стали «Шенген» и «визы». Президент Путин назвал отмену визового режима с ЕС одним из приоритетов внешней политики. Для этого, по словам г-на Охеды, надо подписать соглашение о реадмиссии, по которому Россия обязуется принимать обратно своих граждан, незаконно оказавшихся в Европе. А также вообще всех, кто незаконно проник в Европу из России, будь они гражданами Китая или Бангладеш. Кроме того, Россия должна прояснить статус иностранцев из бывших советских республик и лучше охранять свои южные и восточные границы. «Если европейские рубежи будут пересекать только те, кому это разрешено, то тогда мы пойдем на безвизовый режим, -- размышляет г-н Охеда. -- Но при нынешних темпах это займет много времени».
Особняком стоит проблема русскоязычного населения Латвии и Эстонии. Европейская сторона этой проблемы не видит, но готова к диалогу. Под давлением Брюсселя Латвия и Эстония отменили самые одиозные законы в отношении русскоговорящих. «Ситуация небезупречна, но проходной балл налицо, -- считает Охеда. -- У всех новых членов ЕС есть недостатки, которые надо устранить. Но мы не согласны, что в этих странах есть серьезные нарушения прав человека, сравнимые, скажем, с Чечней или Колумбией».
Расширение ЕС усложнит и без того громоздкую систему принятия решений в Евросоюзе, замедлит его и без того медленные реакции. Москве сложно говорить с управленцами-еврократами, связанными законами и инструкциями. За неимением «хозяина ЕС», с которым можно доверительно сторговаться, Россия ищет дружбы с президентом Франции Жаком Шираком, с итальянским премьером Сильвио Берлускони. Это раздражает Брюссель, который усматривает в этом попытку расколоть Европу. Вся надежда на принятие конституции ЕС, которая узаконит посты президента Европейского совета, министра иностранных дел ЕС. Они вместе с главой Еврокомиссии будут представлять Евросоюз в целом.
10 стран, присоединяющихся к Европейскому Союзу 1 мая 2004 года: Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия, Словения.
15 старых членов ЕС: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
После 1 мая организация объединит 25 государств. Это самое крупное расширение европейского сообщества за всю его историю, которую отсчитывают с 1951 года. Тогда в Париже подписали договор о создании Европейского сообщества угля и стали. В него вошли шесть западноевропейских государств: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Объединение стало прообразом будущего ЕС. Собственно название "Евросоюз" появилось в 1991 году.
Планируется, что на этом расширение этого крупнейшего межгосударственного союза не закончится: Болгария и Румыния хотят вступить в ЕС через три года, а в организацию рвутся еще и некоторые страны СНГ, к примеру Украина. Упорно стремится в Европу даже мусульманская Турция.
Александр МИНЕЕВ, собкор «Новой газеты» для газеты «Время новостей», Брюссель