Время новостей
     N°74, 28 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2004
Назад, в СССР?
В эту субботу Латвия станет членом Евросоюза. Но опросы показывают, что доля евроскептиков в стране растет. Проводись референдум о присоединении к ЕС сейчас, а не в сентябре прошлого года, то население еще и не одобрило бы вступления в Евросоюз. Растут цены, наблюдается потребительская паника. И неясно, сумеет ли маленькая Латвия отстоять свои интересы внутри Евросоюза. Об этом с корреспондентом газеты «Время новостей» беседует известный латвийский экономист Райта КАРНИТЕ.

-- После присоединения к ЕС цены в Латвии продолжат расти?

-- Цены расти будут, но умеренно, поскольку в Латвии по сравнению со странами ЕС очень низкий уровень зарплат. Ведь цена должна быть такой, чтобы товар купили.

-- Уровень жизни в Латвии в три раза ниже среднеевропейского. О каком же выравнивании цен может идти речь?

-- ВВП Латвии действительно составляет, по данным 2002 года, 35% от среднего показателя ВВП остальных стран Евросоюза. Еще больше ощущается отставание в таких областях, как заработная плата или производительность труда. Работодатели платят сотрудникам мало настолько, насколько только можно. Но ЕС -- организация социально ориентированная, и Латвии придется это учитывать. Это приведет к повышению если не зарплат, то социального обеспечения точно. ЕС хотя и не регламентирует социальную политику, но контролирует ее. Ни Европарламент, ни Еврокомиссия, конечно, не могут потребовать, чтобы Латвия платила малообеспеченным людям столько-то. Но они могут попросить включить Латвию в программы по искоренению бедности и безработицы.

-- Сколько лет потребуется Латвии, чтобы достичь европейского уровня жизни?

-- Если сейчас Латвия отстает примерно на 63%, а выравнивание составляет порядка 2% в год, то мы получаем 30 лет. Но так просто подобные вещи не измеряются. Думаю, что люди почувствуют рост благосостояния уже через пять-десять лет.

-- Латвия стремится в ЕС и ради средств из европейских фондов. Но сумеет ли Латвия их получить? Ведь бюрократия страны к этому не готова.

-- Процесс уже идет. Готовность к нему госучреждений важна, ведь за расходованием средств в ЕС контроль серьезный. Но если в этом году мы не получим все деньги, которые теоретически нам полагаются, то мы возьмем их позже. Да и при таком стремительном финансировании экономики и большом объеме кредитования, какие наблюдаются в Латвии, было бы даже лучше, если бы в страну поступили не все средства из европейских фондов. Зачем нам нужен перегрев экономики?

-- Останутся ли на латвийском рынке товары стран, не входящих в ЕС -- России, Украины, Белоруссии?

-- Все зависит от спроса. Но из-за того что мы, как страна ЕС, подпадем под общие европейские законы, наши отношения с Россией только улучшатся. Россия не сможет сказать: с Евросоюзом я дружу, а с Латвией нет. И Латвия не сможет сказать: мы не будем выполнять европейские решения в отношении России. Россия -- это большой рынок, который нужен Евросоюзу. Хотя доля России среди зарубежных инвестиций в Латвии падает. Но, может, дело не в том, что Россия вкладывает в латвийскую экономику меньше, а в том, что другие страны вкладывают больше.

-- До сих пор в Латвии развивалась в основном сфера услуг. Не даст ли вступление в ЕС толчок для западных инвестиций в другие производства?

-- По данным Европейского статистического бюро «Евростат», и в ЕС, и в США сектор услуг очень велик -- он больше, чем сейчас в Латвии. Однако нас беспокоит, что в Латвии фактически нет промышленности, снижается доля сельского хозяйства. Но, возможно, пример ЕС и США показывает, что мы идем нормальным путем. Мне бы лично хотелось, чтобы промышленность в Латвии развивалась. Но что такого особенно привлекательного мы можем предложить европейским инвесторам? Промышленность у нас будет развиваться благодаря собственным усилиям.

-- Сможет ли маленькая Латвия отстаивать свои права внутри ЕС? Евроскептики даже сравнивают Евросоюз с Советским Союзом.

-- Если речь идет о соблюдении каких-то индивидуальных прав, то об этом Латвии нужно забыть. Можно говорить лишь о правах какого-то региона или комплекса государств, например маленьких стран, которые, объединившись, будут лоббировать в ЕС свои интересы. Но в ведение ЕС передается только часть полномочий, многие вопросы остаются в компетенции самого государства.

Беседовала Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз