Время новостей
     N°73, 27 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2004
Аммиак над Москвой
Хладокомбинат сотворил ядовитое облако
Всю ночь на понедельник столичные спасатели ликвидировали последствия аварии на хладокомбинате №14 на Рябиновой улице, 47. В результате взрыва одной из холодильных установок там почти целиком обрушилась одна из стен комбината. А главное, в воздух попало более 700 кг аммиака, образовавшего над зданием огромное ядовитое облако. Взрыв прогремел в 21.57 из-за утечки аммиака из трубопровода одной из хладоустановок на втором этаже комбината.

Учитывая, что ЧП произошло в черте города и «аммиачный туман» теоретически могло ветром отнести на жилые кварталы (ситуация для Москвы за последнее десятилетие беспрецедентная), почти сразу на место прибыл лично глава МЧС Сергей Шойгу. Впрочем, завершилось все для столичных властей благополучно. К утру пожарные ликвидировали ядовитое облако.

Хладокомбинат №14 -- одно примерно из 30 подобных предприятий в Москве, специализирующихся на хранении мясомолочной продукции. Как уже выяснили эксперты, разрыв в трубе произошел еще в воскресенье утром, но в выходной обнаружить его было некому. Во всем здании находилась лишь дежурная смена -- 15 человек, которые к тому же были на другом конце комбината. К вечеру в холодильной камере скопилось около 40 литров газа, его концентрация превысила критический уровень, и произошла детонация. Взрывной волной выбило почти всю внешнюю стену, к которой примыкала холодильная установка, общей площадью более 300 кв. метров. Также были разнесены сама холодильная установка и трубопровод с резервуаром, в котором находился сжиженный аммиак.

«Сообщение о взрыве на Очаковском хладокомбинате поступило к нам в 22.02, -- рассказал начальник дежурной смены поисково-спасательного отряда №6 Александр Горбачев. -- На место мы приехали в 22.12, увидели обрушенную стену, пожар, который уже начали тушить пожарные, почувствовали запах аммиака, переоделись в защитные костюмы и сразу отправились к разрушенной стене -- проводить химическую разведку и искать людей, которые могли оказаться под завалами».

Замеры воздуха у разрушенного комбината показали превышение предельно допустимой концентрации аммиака в 50 раз -- 1000 мг/м3 вместо максимально положенных 20 мг/м3. Как только спасатели сообщили об этом пожарным, те разделились. Одни продолжали тушить пожар, другие установили водяную завесу, не дававшую аммиаку выйти за пределы зоны ЧП (водяная завеса -- лучшая защита от распространения аммиака, поскольку пары этого вещества растворяются в воде и оседают на землю).

Всего на место аварии было стянуто 35 пожарных расчетов, пять поисково-спасательных отрядов, три отряда Центроспаса, оперативная группа ГОЧС Москвы (включая группу химзащиты), бригады Центра экстренной медицинской помощи.

Несмотря на то что компрессорная станция была отключена сразу же после взрыва и аммиак в холодильные установки не подавался, спасателям пришлось перекрыть все вентили трубопроводов, чтобы исключить его утечку. Для этого из спасателей и сотрудников хладокомбината были созданы смешанные бригады. Рабочие показывали спасателям нахождение холодильных камер и трубопроводов, а те перекрывали вентили, заодно еще раз осматривая помещения. К 2.00 пожарные потушили пожар и сосредоточили все силы на создании водяной завесы, препятствующей распространению аммиака. К счастью, в ту ночь дул восточный ветер, и аммиачное облако могло уйти только в сторону соседних предприятий и Троекуровского кладбища. Поэтому до эвакуации людей из домов дело не дошло.

В результате ЧП пострадал лишь один сотрудник хладокомбината. По одним данным, это произошло во время эвакуации персонала, по другим -- он показывал спасателям расположение вентилей трубопроводов, ошибся дверью и упал в шахту лифта. Спасатели тут же достали его и отправили в больницу.

Столичные градоначальники, пережившие с начала года уже несколько масштабных катастроф и терактов, вчера оставили ЧП на Рябиновой улице без комментариев, очевидно, полагая, что ничего страшного не произошло. Также спокойно оценил ЧП и начальник отдела промышленного, гражданского строительства и транспорта управы района Очаково--Матвеевское Владимир Грузов. «Комбинат продолжает работу. Продукты в нем хранятся и отгружаются. Убытки подсчитывает специально созданная комиссия, так что о каких-либо конкретных цифрах говорить пока рано», -- сказал он в беседе с нашим корреспондентом. Впрочем, по неофициальной информации, ущерб от аварии может составить миллионы долларов. Причем среди пострадавших не только сам комбинат, но и десятки коммерсантов, хранивших там товар и продукцию. По факту взрыва Никулинская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ст. 247-1 УК РФ (нарушение правил обращения с экологически опасными веществами), но конкретных подозреваемых пока нет.

АММИАК (от греч. hals ammoniakos -- нашатырь), NH3, бесцветный газ с резким удушающим запахом. Хорошо растворим в воде, водяной раствор -- нашатырный спирт. Получают каталитическим синтезом из азота и водорода под давлением. Небольшие концентрации аммиака в воздухе могут вызвать раздражение носоглотки и глаз. При больших концентрациях аммиак может привести к отеку гортани и легких, бронхиту и пневмонии, внутренним кровотечениям и ожогам и, как следствие, к смерти от болевого шока или потери крови. При высокой концентрации взрывоопасен. Используется в химической промышленности, при производстве удобрений и в холодильных установках.

Юрий МАЦАРСКИЙ, Александр АВДОШИН