|
|
N°73, 27 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весенние гулянья о новой музыке
Центр развития и поддержки новой музыки «Девоцио модерна» при поддержке Фонда Форда устраивает сегодня в Доме радио на Малой Никитской необычную концертную акцию. В исполнении ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко прозвучит цикл Владимира Мартынова «Времена года» в окружении своих величественных и шлягерных прототипов -- музыки Вивальди («Весна»), Баха (Прелюдия и фуга фа-мажор из второго тома Хорошо темперированного клавира), Мендельсона («Сон в летнюю ночь») и Арво Пярта («Кантус памяти Бенджамена Бриттена»).
Изящный цикл Мартынова рассказывает о прошлой музыке не меньше и не больше, чем о теперешних мудреных временах. Старые ноты в нем хитро обманывают слушателя, оказываясь новой формой, а новая оптика, отлаженная при помощи виртуозного постминималистского письма, обескураживает следами старых стилей. Слушая цикл, можно разгадывать знаточеский остросюжетный ребус о сочиненных и «готовых» нотах, угадывать цитаты, отлавливать стилевые миражи, путать иронию и нежность, наблюдать текущую сквозь цикл музыкальную историю, а можно просто наслаждаться завораживающей музыкой.
Не лишним будет также отослать слушателя к авторскому комментарию Владимира Мартынова, слывущему не только мастером серьезных музыкальных игр, но и человеком, заставляющим публику выбирать между музыкальными достоинствами сочинения и литературным обаянием прилагающейся концепции. Скажем только, что согласно этой самой концепции, Вивальди -- весна публичной концертной музыки, Бах -- ее лето, Мендельсон -- осеннее прощание с западноевропейским концертным искусством и Пярт -- конец его жизни, зимняя стужа.
Юлия БЕДЕРОВА