|
|
N°83, 16 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кино уже не зависит от чиновников
Нешуточные страсти годичной давности означали только одно: ликвидацию Госкино кинематографисты (быть может, даже не сознавая того) воспринимали как логическое оформление потерянного в пертурбациях нового рыночного времени социального статуса. Смириться с этим было невозможно. Однако и прозрение наступило слишком поздно. Достаточно вспомнить, что среди тех, кто «стоял на баррикадах», практически не было людей моложе 40 лет. Молодые кинематографисты, рассеянные по телеканалам и независимым видеопроизводящим компаниям, не почувствовали в тот момент, что в их жизни что-то трагически накренилось...
И справедливо! Кинопроцесс уже не зависит от воли министерств и ведомств. Другое дело, что пробираться в будущее можно как по заросшим тропкам, так и по асфальтированным дорожкам, проложенным заботливыми чиновниками. Второе, разумеется, предпочтительнее, но почему-то и сегодня не вполне получается. Среди четырех проектов, получивших 100-процентную государственную поддержку уже в новое, минкультовское, время, три принадлежат людям пенсионного возраста, хотя в кинотеатры, как правило, ходят люди до 30. В том, что эти проекты не попадут в действующие, эффективно работающие кинотеатральные системы, можно даже не сомневаться -- для этого надо просто вспомнить о прокатной судьбе «Тихих омутов» Рязанова, «Зависти богов» Меньшова, «Русского бунта» Прошкина и других «блокбастеров» отечественного образца (в том числе и многострадального фильма Панфилова «Романовы. Венценосная семья», прокат которого провалился, толком не начавшись).
Тем не менее вертикаль государственной власти в стране укрепляется, государство начинает «жить по правилам», в том числе и в вопросах культуры. Перестали быть «священными коровами» «Мосфильм» и другие государственные киностудии, которые еще вчера часть кинематографистов требовала приравнять в культурном статусе к Эрмитажу и Большому театру. Недавние указы президента о кино, надеюсь, дали старт рыночным преобразованиям. И в части акционирования студий (что студии можно довести до банкротства без всякого акционирования, очень вовремя продемонстрировал малоудачливый директор киностудии им. Горького Владимир Грамматиков), и в части создания государственной прокатной системы, что может существенно повлиять на развитие кинотеатрального рынка в стране. В Москве, где процесс появления кинотеатров нового поколения идет интенсивно, уже возникает репертуарное разнообразие: появляются и европейские артфильмы, и новое русское кино. Жаль, правда, что власти Москвы, как и пять, и десять лет назад, с боярской щедростью раздают московские кинотеатры любимым певцам и артистам.
Коммерциализация отечественного кино, даже если никого не спасет, вряд ли кого-то погубит. В этом году, например, было рекордное количество обращений в Службу кинематографии за государственной поддержкой проектов в производстве, но, честно сказать, за исключением четырех-пяти (в частности, Сергея Овчарова, Сергея Урсуляка или Ларисы Садиловой), поддерживать особенно было нечего. Стало быть, все, как всегда: не было хороших проектов -- поддержали известные имена.
Было бы правильным в принципе ориентировать господдержку не столько на помощь конкретным проектам, сколько на стимулирование кинематографического процесса. Прежде всего на уровне зарождения заявок и идей. Во вторую очередь -- на продвижение отечественных фильмов, начиная с первого съемочного дня. Сегодня в стране инвестиционных денег больше, чем ответственного бизнеса. Эти деньги могут и должны прийти в кино. Только кто их будет осваивать?
Кроме Сергея Сельянова, успешных продюсеров в стране нет. Значит, государство должно помочь потенциальным инвесторам, предоставив, во-первых, гарантированный выбор кинопроектов (дабы быть застрахованным от экстравагантных идей «раскрученного» Вани Охлобыстина), а во-вторых, возможность попасть в реально действующую прокатную сеть. И в-третьих, государство, если успех будущего фильма очевиден (по крайней мере для членов комиссии по господдержке), может страховать завершающий период работы над проектом.
За все остальное инвестор заплатит сам. Это возможно, конечно, при условии, что Служба кинематографии Министерства культуры Российской Федерации окончательно освободится от лоббистских влияний кинематографических группировок и групп (в том числе нашего главного -- без всяких кавычек -- олигарха Никиты Михалкова) и станет действительным партнером развивающегося в стране кинобизнеса.
Вячеслав ШМЫРОВ, главный редактор журнала «Кинопроцесс», директор Российского агентства «Информкино», член Совета по кинематогра