|
|
N°74, 28 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Особая миссия
Уникальный опыт самого западного региона России
В Калининграде популярен анекдот: «Как поправить финансовое положение Калининградской области? Объявить войну Евросоюзу и тут же сдаться!» Шутка актуальна: с 1 мая Калининградская область окажется внутри Евросоюза (ЕС). С запада области -- новый член ЕС Польша, с востока -- новый член ЕС Литва. Чтобы попасть из остальной России в калининградский анклав, теперь придется пересекать территорию Европейского Союза. Хорошо еще, что визы получать не надо будет, вместо них после долгих дискуссий российские и европейские чиновники придумали «упрощенные документы», но необходимость обзаводиться ими подтверждает: Калининград -- особая зона. Особыми, хотя тоже упрощенными, будут правила торгового транзита туда. Как к этому относятся сами жители Калининграда?
Еще лет десять назад можно было услышать рассуждения, что Калининградская область, не имеющая границ с основной частью России, может отпочковаться от «материка». В регионе были сторонники такого сценария, например Балтийская республиканская партия. Года два назад ее благополучно запретили. Сейчас разговоры об отделении вышли из моды. «Да на черта нам отделяться от России? Я ж тогда бизнес потеряю. Кто нам разрешит тогда через границу челночить? А так десяток ходок с сигаретами и водкой за бугор сделал и худо-бедно 400 баксов в месяц имею», -- поясняет автору Николай Веремеев, житель городка Багратионовск у польской границы. Челночный бизнес -- самое распространенное занятие калининградцев. Власти того же Багратионовска хотели поставить памятник челноку, разработали эскиз. Но проект тормознули как политически некорректный.
Теперь в области пошла мода на обсуждение ее геополитической уникальности. По мнению депутата областной думы, политолога Соломона Гинзбурга, надо, чтобы Россия заключила с Евросоюзом отдельное соглашение по Калининградской области. Такой договор между Москвой и Брюсселем позволит региону получить от ЕС ряд преимуществ, в том числе финансовых. Так уровень жизни калининградцев можно поднять до уровня жизни соседей -- литовцев и поляков. Соглашение также позволит региону в будущем относительно просто войти в Шенгенскую визовую зону.
Пока такие предложения вязнут в московском бюрократическом болоте. Хотя в конце прошлого года российский президент Владимир Путин среди пяти приоритетов своей политики назвал и комплексное развитие Калининградской области. Сформировали рабочую группу под председательством тогда помощника президента Игоря Шувалова. Из-под сукна был извлечен проект нового закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области».
До сих пор калининградский бизнес работает по старому закону об особой экономической зоне (ОЭЗ), принятому еще в 1996 году. По нему регион получил невиданные для остальных субъектов Российской Федерации льготы -- в части налогообложения юридических лиц и взимания таможенных платежей. Ожидалось, что в область хлынут отечественные и зарубежные инвестиции, будут созданы тысячи рабочих мест. Не рассчитали. Региональный бизнес (если сравнивать с Литвой и Польшей) развивается кое-как, а закон дышит на ладан. Единственное достижение -- создание в Калининграде завода по производству автомобилей «БМВ» и «Киа». Планируется выпускать джипы «Хаммер». Но эти автомобили калининградские рабочие "производят" из запчастей, привозимых из Европы.
И в Москве задумались: а все ли правильно делают калининградские власти? Способны ли они решать сложные экономические вопросы самостоятельно? В результате в последнем варианте законопроекта об ОЭЗ все полномочия оставлены федеральному правительству и формируемому им властному органу. Премьер Михаил Фрадков определил жесткие временные рамки: вопрос о целесообразности особой экономической зоны в Калининградской области должен быть решен до конца 2004 года.
Простым людям в Калининграде все равно, кто будет рулить -- федеральные или местные власти. Людям важно, сколько они зарабатывать будут. По данным замдиректора московского Института экономики переходного периода Сергея Приходько, «в Калининградской области зарплата растет более низкими темпами, чем в среднем по России, по основным экономическим показателям регион находится где-то на 47-м месте среди 89 субъектов Российской Федерации».
Средняя зарплата по области -- 5,3 тыс. руб. в месяц. Как говорит вице-губернатор Олег Шлык, после расширения ЕС цены на товары в регионе подскочат из-за "увеличения стоимости транзита энергоносителей через территорию Литвы". "Могут ли областные власти поднять зарплаты людям? -- рассуждает вице-губернатор. -- Своими силами успешно бороться с бедностью нам не удастся. Дело за Москвой. Нам нужен новый закон об ОЭЗ. Получим его -- будут инвестиции, новые рабочие места, высокие зарплаты". Но калининградских пенсионеров не спасет даже обновление закона об ОЭЗ. Когда цены на продукты и лекарства подскочат почти до европейского уровня, пенсионеры будут довольствоваться все той же пенсией в 60 долларов ежемесячно (средняя пенсия по региону -- 1694 руб., социальная пенсия -- 1079 руб., средняя пенсия по старости -- 1958 рублей).
На будущее Калининградской области также сильно влияют планы России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия хочет попасть в ВТО. Но этому мешают и калининградские проблемы. Экспертов ВТО напрягает режим ОЭЗ: правила организации не позволяют входящим в нее государствам иметь на своей территории отдельные островки экономического благоприятствования. Но без такого режима Калининград не выживет. Если российским переговорщикам удастся отстоять свою точку зрения, режим ОЭЗ в регионе продлят еще лет на 25.
Калининградская область уязвима и в плане энергетической безопасности. Своих источников область не имеет, она и в этом плане завязана на «материковую» Россию. В феврале «Газпром» прекратил подачу газа в Белоруссию, и Калининградская область сразу оказалась на грани энергетического кризиса. Своих запасов хватало от силы на пару суток. Причем это так называемые «остаточные излишки» -- подземного газового хранилища до сих пор не построили. Но электростанцию все же строят -- через год планируется сдать первую очередь. А вокруг -- только Евросоюз с его на порядок более высокими ценами на энергоносители.
Когда-то Калининградская область считалась одним из самых милитаризованных российских регионов. Сейчас военная группировка значительно сокращена. Хотя, по мнению руководителя аналитического отдела Института военного и политического анализа Анатолия Храмчихина, «расширение Евросоюза гораздо опаснее расширения НАТО -- в случае необходимости соседи могут вызвать масштабный экономический кризис в самом западном российском регионе, не объявляя экономической блокады". Самолеты Ф-16 уже патрулируют небо над Прибалтикой, которую теперь защищают силы НАТО. И летают они не со стороны Скандинавии, а у границ Калининградской области -- российского анклава невезения, оказавшегося волею судеб внутри европейского моря.
Вадим СМИРНОВ, Калининград