|
|
N°72, 26 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Французский акцент
На прошлой неделе открылись почти все выставки Пятого Международного месяца фотографии
Первые выставки были традиционно «французскими»: как и другие фотофестивали, московский обязан своим появлением Парижу, где прошел в незапамятные теперь времена первый месяц фотографии, а само искусство достигло высот невыразимых и успехов непостижимых. Лучшее доказательство -- выставка «Париж глазами фотографов» в Малом Манеже. Небольшие фотокарточки в узком лабиринте -- настоящая россыпь драгоценностей. Представлены лишь лучшие фотографы -- классическими снимками, великолепными отпечатками: Картье-Брессон, Брассай, Дуано, Изис и далее. Оторваться невозможно. Париж -- столица фотографии, на протяжении почти всего двадцатого века фотографическая Мекка -- имел возможность выбирать, кому и как нравиться. Любовь между фотографами и городом была взаимной и легко узнается по плодам: Париж предстает не знаменитыми видами, а образом прекрасным и неповторимым.
Куратор выставки, главный хранитель отдела фотографии Центра Помпиду Ален Саяг в небольшой лекции на сопровождающем Фотобиеннале семинаре попытался объяснить волшебство. Господин Саяг и его коллеги в Центре Помпиду считают, что фотография -- элемент пластических искусств, развивающаяся вместе с другими техниками. В доказательство своей позиции господин Саяг показывал, как Брассай ставил свой знаменитый снимок, считавшийся на протяжении десятилетий почти случайным, репортажным. Как выстраивался сюжет (Брассай был и писателем), эпизод, как тщательно и искусно фотограф готовил съемку, рассчитывал все ее элементы. Как печатал фотографию, оставляя за рамками все лишнее. То, что увидели зрители, было не случайно подсмотренным образом, а придуманным произведением. Другим доказательством той же теоремы стали фотографии Ман Рэя -- настоящего художника, виртуозно владевшего всеми приемами фотографического мастерства.
Противоположную позицию, как считает Ален Саяг, защищает Музей современного искусства Нью-Йорка, где в фотографии ценят способность находить элементы искусства в реальной жизни. Такой взгляд на Фотобиеннале иллюстрирует лишь одна выставка -- небольшое собрание работ Нью-Йоркской фотолиги (1936--1951) в галерее Церетели. Профессионалы и любители, объединившиеся в Фотолигу, стремились создать «настоящую картину мира». Политическая ангажированность лиги, ее левая пролетарская идеология и задача создания «социальной документации» не мешали ни участию в ее деятельности самых разных, в том числе и по политическим взглядам, фотографов, ни пропаганде настоящей документальной, без искусственных манипуляций, фотографии. Чумазые дети, черные и белые бедняки, магазинчики и улочки Нью-Йорка сфотографированы, как увидены -- без тени жалости или сочувствия, но с уважением к личности каждого, попавшего в кадр. Удивительно, но «уличная фотография» замечательно чувствует себя и поныне. Американская земля не устает рождать фотографов одновременно искусных и простодушных, способных улавливать беглый ритм больших городов, детские улыбки и солнечные блики взглядом свежим и свободным, в том числе и от сюжетов, историй, сверхзадач.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ