Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
Приятные во всех отношениях
Семнадцатый раз вручены премии «Ника»
Распределение премий «Ника» за 2003 год, внушавшее после объявления номинаций некоторые сомнения в адекватности голосовавших кинематографистов, завершилось довольно благополучно. Окончательный выбор академиков, о котором до церемонии не просочилось никаких слухов, более-менее всех устроил. Впрочем, особых волнений накануне и не наблюдалось, премиальный год подошел к концу, все общественные и профессиональные предпочтения определились, и «Ника» только подтвердила ставший уже привычным расклад.

Главной задачей организаторов стал сам праздник, второй раз проходивший в Доме музыки и снова показавший пригодность этого места для пышных торжеств -- во всех отношениях, кроме разве что акустики. Церемонию в субботу показали по НТВ, однако телевизионная версия не передала в полной мере той специфической атмосферы, которая продолжает царить во время вручения этой старейшей российской кинопремии. Семнадцатый раз усилиями ведущего Юлия Гусмана, а теперь и президента Эльдара Рязанова кинематографическому сообществу внушается идея братства и единения, причем не корпоративного, а скорее душевного, семейного.

В этом году церемония длилась более пяти часов. Похоже, что организаторы специально тянули до полуночи, чтобы посмотреть: не произойдет ли каких-либо эффектных превращений. Но нет, пробило двенадцать -- и ни одна карета не обернулась тыквой, а все разновозрастные и разнополые Золушки остались в своих нарядах. Тогда грянул сводный ансамбль из военного хора и кинематографического оркестра, исполнивший гимн «Ники», с потолка посыпались вороха ленточек из разноцветной фольги, публика освобожденно потянулась к выходу, но на улице ее подстерегал непременный фейерверк.

За пять часов церемониального действа публика пережила многое. Были фирменные взбадривания Юлия Гусмана -- его манера обращаться с собратьями более всего напоминает поведение опытного ироничного учителя, волею случая заброшенного в ПТУ: «Члиянц, сядьте на место, как ничего не имели, так и не будете иметь» (это продюсеру «Бумера»), «Алла, куда же вы уходите, посидите еще, порадуйтесь за товарищей» (это режиссеру Суриковой). Его усилиями зал время от время вскипал аплодисментами, хотя, в общем, то ли под влиянием весеннего авитаминоза, то ли от природного равнодушия реагировал вяловато. И то сказать, вставные номера: пляски в исторических костюмах балета «Тодес», выступление артиста оригинального жанра, наигрывающего на рюмках бодрые песенки, представление нового мюзикла неутомимого продюсера Александра Ванштейна «Ромео и Джульетта» не способствовали бодрости в зале. Кроме того, хотя номинаций на «Нике» и много меньше, чем на «Оскаре», возможно, имело бы смысл часть их объявлять заранее, в более деловой обстановке -- как это делается у коллег в Голливуде. Конечно, воздать честь звукооператорам, художникам по костюмам и прочим важным, но неизвестным широкой публике ни в лицо, ни по фамилиям участникам и необходимо, и справедливо, но шоу из этого не устроишь, как ни старайся.

Зато когда дело дошло до людей известных, а именно, до актеров, оживлять действие вставными номерами не было никакой надобности. Вручение призов в актерских номинациях превратилось в веселый капустник. Начал его вручавший приз за женскую роль Олег Басилашвили: он как мог тянул с объявлением имени победительницы, а в это время за его спиной на трех экранах показывали лица номинанток. Юная красавица Светлана Ходченкова («Благословите женщину») и звезда Виктория Толстоганова («Магнитные бури») вели себя обыкновенно -- сдержанно улыбались, зато Валентина Березуцкая, сыгравшая одну из старух в одноименном фильме, отрабатывала внимание камеры как могла. Она и обнимала врученный ей диплом лауреата, и замирала в волнении, и воздевала руки по направлению к Басилашвили, и склонялась к внучке с какими-то комментариями, подчеркнуто изображая народную непосредственность и простодушие. Когда оказалось, что именно ей и достается приз, Березуцкая, поднявшись на сцену, исполнила настоящий эстрадный номер на тему «благодарная пенсионерка». Зал принял эту не щадящую себя актерскую импровизацию весьма благосклонно. Затем Андрей Панин, номинированный за лучшую роль второго плана, чуть было не сорвал выступление вручанта Геннадия Хазанова: когда око камеры направили на Панина, актер не стал притворяться, что ничего не замечает, как делают все, а стал с этой камерой играть: коситься на нее, корчить рожи, высовывать язык. Потом на некоторое время вдруг как бы забывал про объектив, но, не выдерживая, снова в него заглядывал. Зал хохотал, глядя на проекцию, и заглушал смехом слова Хазанова. Однако этот опытный эстрадный зубр мигом переломил ситуацию. Он пригласил выйти на сцену другого номинанта -- Евгения Гришковца, и когда все уже подумали, что это и есть лауреат, подозвал ему в компанию и Панина с Маковецким. Теперь они оказались у него за спиной, и Хазанов уже спокойно мог рассказать заготовленный анекдот, после чего вручил конверты с премиями сначала Панину (за фильм «Шик»), а потом и Маковецкому (единственный приз «Ключу от спальни») -- призеров оказалось двое, один только обнадеженный было Гришковец («Прогулка») оказался ни с чем.

Отдельным спектаклем было задумано и чествование Петра Тодоровского, которому в конце первого отделения вручали почетную «Нику». На сцену вышел танцевальный ансамбль, кружились пары, одна девушка даже потеряла туфельку, но оказалось, что никакой интриги тут не было задумано: туфля слетела случайно, и долго ее, бедную, другие танцоры пинали ногами (далека все-таки от сказки наша реальность). Затем между танцорами стали пробираться актрисы, в разное время снимавшиеся в разных фильмах Тодоровского, они целовали лауреата, объяснялись ему в любви, но их всех вытеснил со сцены хор военных, с которыми Тодоровский спел песню собственного сочинения «И все-таки мы победили». После чего из правой кулисы появился военный духовой оркестр, чтобы проводить режиссера на выход «по главной улице», но пройти им не дали: друзья и коллеги целовали, поздравляли Тодоровского, фотокорреспонденты теснились рядом, и задуманный торжественным марш превратился в протискивание сквозь толпу растроганных товарищей.

В общем, премия «Ника» еще раз подтвердила, что позиционирует себя как родная и домашняя, праздничная, но неофициальная, объединяющая компанию друзей, а не производителей массового, высокотехнологического продукта. Именно поэтому никого не беспокоит, что пустые места в зале (в этом году их, кстати, было мало) заполняет группа поддержки, номера могут быть какие угодно, а накладки становятся поводом для шуток Гусмана. Главное -- атмосфера праздника. В этом смысле, кстати, порадовали молодые режиссеры, на церемонию пришли все, кто был номинирован, многие со своими съемочными группами; и хотя фильму Геннадия Сидорова "Старухи" досталась только одна «Ника» (за женскую роль), «Бумеру» -- тоже одна (Сергею Шнурову за музыку), а создатели «Коктебеля» Борис Хлебников с Алексеем Попогребским не получили вообще ничего, никаких признаков неудовольствия и разочарования никто не выказал; напротив, они поздравляли коллег, в том числе Алексея Германа-младшего, поощренного «Никой» в номинации «Открытие года».

Как повелось в этом году, главную премию получил фильм «Возвращение». Андрей Звягинцев усталым привычным жестом взял букет и статуэтку, вежливо поблагодарил и даже польстил академии, отметив исключительно дружеское настроение зала. «Ника» за режиссерскую работу и за сценарий досталась создателям фильма «Магнитные бури» Вадиму Абдрашитову и Александру Миндадзе. Лучшей актрисой за роль второго плана стала Инна Чурикова, принесшая единственную «Нику» фильму Говорухина «Благословите женщину». А за лучшую мужскую роль очередной раз наградили Виктора Сухорукова, которому даже «Золотой овен» критиков не вернул прежнего добродушного обаяния: он никак не может забыть травмы, нанесенной фестивалем «Кинотавр», где фильм «Бедный, бедный Павел» не получил ничего, и простить пишущим о кино журналистам их холодности.

Хотя Инна Чурикова и произнесла слова о том, что ее с детства воспитывали в уважении к академикам, поэтому она воспринимает их решение как объективное, сама процедура голосования почти шести сотен членов академии «Ника» по большому счету далека от совершенства. Но поскольку вряд ли в ближайшее время все кинематографисты поголовно научатся отвечать за свой выбор и воспринимать премию как демонстрацию профессионального уровня сообщества, а не в качестве домашней интриги или круговой поруки, распределение кинематографических премий, вне зависимости от их названий, все равно будет случайным и не принципиальным. Поэтому хорошо уже и то, что праздник вокруг их вручения становится важнее их итогов. И пусть настроение будет хорошим, отношения добрыми, а чувства искренними. Только, умоляю, покороче, люди-то все больше пожилые, щадить себя надо.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино