|
|
N°72, 26 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неприятное перемещение
МВД разрешило применять эвакуаторы по всей России
Вызволять собственные автомобили со штрафстоянки предстоит теперь не только московским автолюбителям, но и владельцам авто во всех российских регионах. В минувшие выходные вступил в силу приказ МВД РФ о порядке задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств. Помимо нарушения правил стоянки и парковки в полном соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) на штрафстоянку до устранения причины задержания теперь будут помещаться автомобили с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством. Задержание машины предусмотрено и за отсутствие у водителя документов на автомобиль, прав на управление и даже полиса ОСАГО, а также за вождение в нетрезвом состоянии и отказ от медицинского освидетельствования.
Борьба автомобилистов с эвакуаторами ведется уже не один год. Первая попытка введения в Москве штрафстоянок, предпринятая в 1997 году столичными властями, закончилась в Верховном суде. Служители Фемиды напомнили тогда ретивым чиновникам, что по Конституции лишать гражданина собственности можно только по решению суда, навязывание же гражданам услуг по транспортировке и хранению транспортных средств является нарушением прав потребителей. В порыве дешевого популизма депутаты Госдумы запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки, записав это прямо в Административном кодексе и пригрозив нарушителю конфискацией эвакуатора.
Мэрия Москвы на время смирилась, но не оставила надежду добиться изменения федерального законодательства. Ждать пришлось недолго. По мере выстраивания вертикали власти народные избранники все больше проникались государственными интересами. В результате, не отменяя старых пунктов КоАП, депутаты разрешили «задерживать» транспортные средства за целый ряд правонарушений, в том числе и за неправильную парковку. Но при этом поспешили переложить самую «грязную» часть работы на исполнительную власть. Разработать «порядок задержания транспортных средств и помещения их на спецстоянку» было поручено правительству РФ. Соответствующее постановление было подписано премьером лишь в декабре прошлого года -- почти полтора года спустя после введения нового КоАП в действие. Однако приближались выборы президента, и чтобы не разочаровывать избирателей, правительство оставило вопрос о стоимости эвакуации и хранения автомобиля открытым, поручив Минэкономразвития разработать методику расчета тарифов в трехмесячный срок, то есть как раз к запланированному на март переизбранию Владимира Путина.
Правда, выверенный план чуть не испортили московские власти, которые не захотели ждать так долго. Они утвердили собственные тарифы и ввели постановление в действие с 1 января 2004 года. По московским расчетам, эвакуация должна обходиться гражданам в 1800 рублей, а каждый час стоянки -- 53 рубля. Тогда из Кремля городским чиновникам намекнули, что не стоит раздражать избирателей накануне выборов. Теперь же для введения непопулярных мер оказалось достаточно одного приказа министра внутренних дел, расчеты Минэкономразвития не пригодились.
Александр ГУДКОВ