|
|
N°72, 26 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кипрский провал Евросоюза
Греческий Юг отказался объединяться с турецким Севером
Итоги субботнего референдума на Кипре, как и ожидалось, похоронили план Генсека ООН Кофи Аннана по объединению южной греческой и северной турецкой части острова. Более 75% греков-киприотов высказались против. Согласие 65% турок-киприотов значения не имело, поскольку для реализации плана необходимо было его одобрение обеими общинами Кипра. Поддержка турками-киприотами детища Кофи Аннана понятна -- отсталый север получал шанс не только слиться со значительно более богатым югом, но и вместе с ним вступить в Евросоюз. Теперь к нему 1 мая присоединится только Республика Кипр.
План Аннана предусматривал образование общего федеративного государства, в рамках которого действовали бы две независимые администрации. При этом грекам возвращали часть территории, отторгнутой во время вторжения на остров турецких войск в 1974 году. 86 тыс. беженцев получали возможность вернуться к родным очагам. Всего в документе насчитывалось 9 тыс. страниц, поэтому население прислушивалось к мнению своих лидеров.
Президент Республики Кипр Тассос Пападопулос призвал сограждан голосовать против, поскольку репатриация касалась только части беженцев и растягивалась на много лет, так же как и выплата компенсаций тем, кто не сможет вернуться. Кроме того, расквартированные на севере турецкие части были бы выведены не сразу, оставляя Анкаре мощный рычаг давления. Г-н Пападопулос подчеркивал и негативные экономические последствия объединения. С учетом крупных выплат за утраченную собственность и необходимости подтянуть север до уровня более развитого юга объединение обошлось бы в 6 млрд евро. Около 2,5 млрд евро посулили ЕС и США, остальное шло бы за счет налогоплательщиков, в основном более обеспеченных греков-киприотов.
Президента поддержали церковь и самая крупная левая партия АКЭЛ. Правые высказались за «план Аннана».
По мнению официального представителя госдепа США Ричарда Баучера, «провал референдума в греческой общине -- это поражение международного сообщества, которое подрывает надежды жителей острова, проголосовавших за урегулирование проблемы». Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Ферхойген призвал экономически поддержать турок-киприотов, которые «не должны страдать» из-за поведения своих греческих соседей. Те в свою очередь не без оснований опасаются, что международные симпатии, которыми они прежде пользовались, перейдут к северянам. Тассос Пападопулос поспешил заявить, что его сограждане голосовали не против мира, а против конкретного плана ООН.
Неуступчивые киприоты попали перед голосованием под сильный прессинг со стороны ООН, США и Европы. ЕС прозрачно намекнул, что желал бы видеть в своих рядах единый Кипр. «Надеюсь, что кипрский народ проголосует за план ООН», -- заявил британский премьер Тони Блэр. «Нельзя упустить такой исторический момент», -- предупредил госсекретарь США Колин Пауэлл. Россия призвала к самоопределению киприотов без внешнего вмешательства. «Это наша постоянная позиция», -- заметил министр иностранных дел Сергей Лавров, принимая в Москве своего кипрского коллегу Георгиоса Якову. Той же цели служило и вето, наложенное Россией в Совбезе ООН на резолюцию по Кипру.
Британская газета «Файнэншл таймс» отметила, что «правительство греков-киприотов направило своего министра иностранных дел в Москву, чтобы уговорить руководство России -- своего исторического союзника -- заблокировать любую нежелательную резолюцию Совбеза». Австрийская газета «Штандард» спекулятивно объясняла российское вето тем, что «глава кипрского МИДа Георгиос Якову в ходе его блицвизита в Москву намекал на возможность проверки происхождения миллионов долларов из России, размещенных на счетах кипрских банков, а также отмывания денег через кипрский офшор».
Президент самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Рауф Денкташ, как и его коллега на юге, публично призывал сказать объединению «нет» и даже угрожал в противном случае уйти в отставку. «Да благословит Господь Россию! -- заявил г-н Денкташ. -- Она спасла нас от катастрофы. Она продемонстрировала, что такое аморальное многомесячное давление неприемлемо». «Моя главная цель достигнута: план Аннана отвергнут! Мы спасли нашу республику», -- ликовал лидер турецкой общины. Заручившись поддержкой Турции, он призвал мир признать ТРСК и оказать ей финансовую помощь. Глава МИД Турции Абдуллах Гюль также призвал к выводу ТРСК из международной изоляции и отмене эмбарго. Тем временем представитель правительства Греции Теодорос Руссопулос заявил, что Афины уважают мнение жителей Кипра и готовы продолжить вместе с Никосией работу над решением кипрской проблемы.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Игорь ТАРУТИН, Никосия