|
|
N°72, 26 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Религия в Китае будет долгосрочной и массовой
Власти хотят сплотить людей разных убеждений в интересах модернизации
В конце прошлого века министерство внутренних дел Китая запретило деятельность организации «Фалуньгун». За рубежом тут же нашлись люди, которые по незнанию истинного положения дел решили, что китайское правительство обратилось к политике подавления религии. Но за прошедшие пять лет стало ясно, что политика властей Китая в области религии не изменилась. Более того, она значительно продвинулась вперед по пути демократии и правления на основе закона.
Запрет деструктивной секты «Фалуньгун» не был связан с проблемами вероисповедания. Действия этой секты серьезно угрожали нормальной жизни общества. Решение правительства было вызвано желанием гарантировать людям общественный порядок и неприкосновенность -- как душевную, так и телесную. Правительство Китая не раз заявляло, что международная борьба против терроризма никоим образом не может быть направлена против определенной нации или религии, она может опираться только на факты и доказательства.
В декабре 2001 года ЦК КПК и Госсовет КНР провели первую со времени образования КНР Всекитайскую конференцию по религиозной работе. На ней с большой речью выступил тогдашний генеральный секретарь ЦК Компартии Китая и председатель КНР Цзян Цзэминь. В период социализма, сказал председатель КНР, религия носит массовый характер и ее существование будет долгосрочным. Это потребует уяснения как объективных законов развития религии, так и роли религиозных вопросов в международных делах. На этом совещании было подтверждено, что в начале нового столетия правительство Китая будет проводить политику свободы вероисповедания, управлять религиозными делами по закону, ориентировать религию на взаимодействие с социалистическим обществом, отстаивать принципы самостоятельности и самоуправления религиозных объединений.
Таким образом, сейчас китайские власти исходят из того, что религия представляет собой в социалистическом обществе массовое явление, которое еще долго будет существовать в нем и развиваться по своим собственным законам. При этом у неверующих и верующих различных религий есть общие коренные политические и экономические интересы. По сравнению с этими коренными интересами расхождения в идеологии и вере значат предельно мало. Сейчас важнейшая задача Китая -- модернизация страны. В этой ситуации возможна только политика свободы вероисповедания и взаимного уважения между верующими и неверующими, а также между последователями различных религий. Только так можно сплотить людей разных идейных и религиозных убеждений во имя общей цели.
За прошедшие пять лет все китайские религии благополучно развивались самым естественным образом. С ростом открытости в обществе и вследствие нормального прироста населения страны увеличивались и ряды верующих. Возьмем в качестве примера католиков. За пять лет по всему Китаю было построено 700 новых католических храмов, 600 молодых священников были рукоположены в сан, еще три тысячи человек стали монахами католических монастырей. За эти годы крещение в католической церкви приняли более 400 тысяч человек, то есть ежегодно в церковь приходило примерно по 80 тысяч неофитов. В дни церковных праздников католические храмы наполняют многие тысячи верующих, которые принимают участие в богослужении.
Быстрее всех, еще с 80-х годов прошлого века, растет китайская протестантская община. Сейчас число протестантов приближается к 20 миллионам. В мае 2002 года они провели 7-ю всекитайскую конференцию, на которой было решено усилить работу по развитию китайской протестантской теологии, оказанию помощи сельским церквям, ускорению подготовки церковных кадров, а также ориентации усилий верующих на служение людям и обществу, что должно стать одним из способов свидетельствования о Христе.
В Китае живут люди 56 национальностей. Если среди ханьцев, то есть собственно китайцев, доля верующих сравнительно мала, то среди национальных меньшинств, общая численность которых превышает 100 миллионов человек, верующие составляют примерно половину. Среди них больше всего мусульман -- примерно 18 миллионов человек, основная их часть компактно проживает на северо-западе страны. В настоящее время в Китае насчитывается более 30 тысяч мечетей, из них 23 тысячи сосредоточены в окраинном Синьцзяне. Реализация политики свободы вероисповедания в западных провинциях и автономных районах получила новый импульс в рамках правительственной стратегии «большого освоения западных районов».
Православных среди китайцев крайне мало, всего около трех тысяч человек. В основном это потомки русских эмигрантов, проживающие близ границы с Россией в северо-восточной провинции Хэйлунцзян, и этнические русские, живущие в пределах западного Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Самые распространенные массовые верования в Китае -- это буддизм и даосизм. В последние годы все приезжавшие в Китай иностранцы могли видеть как в лесистых горах, так и в городах и селах сходную картину -- множество верующих воскуряют благовония и отбивают поклоны в местных буддистских или даосских храмах. Все храмы подновлены, сияют блеском и великолепием, многие из них постоянно расширяются и реконструируются.
Вместе с успехами в религиозной сфере за последние годы проявились и новые проблемы. Так, наряду с нормализацией ситуации вокруг традиционных конфессий наблюдается возрождение примитивных религий некоторых национальных меньшинств. Кроме того, оживляются небуддистские и недаосские, а также только уподобляющиеся буддизму и даосизму, народные верования ханьцев. При этом открытость Китая внешнему миру приводит к тому, что на китайцев уже оказывают влияние некоторые проникающие из-за рубежа формы верований (имеются в виду прежде всего верования, распространяемые в КНР общинами Тайваня и китайцами из Юго-Восточной Азии. -- Ред.). Тут и поклонение божкам богатства, и культ почитания местных божеств, и ношение различных амулетов и оберегов. Ловкачи уже пользуются этим для собственного обогащения, некоторые идут и на прямое нарушение закона. Это не может не беспокоить китайское общество и его научные круги.
ЧЖАО КУАНВЭЙ, руководитель Центра социальных исследований при Китайской ассоциации развития международной дружбы,