Время новостей
     N°72, 26 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2004
Игра по-мелкому
Правительство готово положить мелкий бизнес на алтарь налоговой реформы
За 12 лет рыночных реформ в России так и не удалось создать стабильную налоговую систему. Не было хотя бы трех лет подряд, в течение которых правила игры не менялись бы на 180 градусов. Хотя новый кабинет министров клянется закончить налоговую реформу к 2006 году, судя по всему, понятных, взаимосвязанных, а главное, долговременных налоговых правил страна так и не получит.

На фоне широко разрекламированного снижения единого социального налога для вывода зарплат из тени правительство намерено увеличить налоги на малый бизнес. На тот самый бизнес, в котором занята треть всех работающих в стране, который способен создать миллионы рабочих мест и реально помочь государству в борьбе с бедностью.

Уже с 2005 года для малых предприятий может быть вновь введен единый социальный налог (ЕСН). Об этом заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил агентству Интерфакс-АФИ. Соответствующие предложения Минфин подготовит уже в мае.

Комфортные налоговые условия для малого бизнеса правительство готово принести в жертву борьбе против налоговой минимизации. Решение странное, но правительство мотивирует его тем, что под малый бизнес в массовом порядке стали перекрашиваться крупные компании, стремящиеся избежать обременительного социального налога, съедающего более 30% фонда оплаты труда.

В какой степени увеличится налоговая нагрузка на малый бизнес, пока еще неясно. Известно только, что ставка соцналога для малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, все-таки будет меньше 26% (то есть базовой ставки ЕСН, которую планируется ввести с 2005 года). Не исключено также, что для малых предприятий будет создана своя регрессивная шкала социального налога -- чем меньше оборот предприятия, тем меньше налог.

Люди, занятые в малом бизнесе, только выиграют от введения ЕСН для их работодателей, пытался аргументировать такое непопулярное решение г-н Шаталов. Замминистра финансов уверен, что по своему социальному статусу наемные работники малых предприятий находятся в ущемленном положении по сравнению со своими коллегами из крупных корпораций. Малый бизнес платит взносы только на пенсионку, а в фонды социального и медицинского страхования от малых предприятий не поступает ни копейки.

При всей логике аргументов г-на Шаталова есть другая неопровержимая логика. Социальный налог на малый бизнес уже существовал, и едва ли результаты его применения можно назвать успешными. Этот налог как раз и стал одним из тормозов на пути развития мелкого предпринимательства в стране.

От единого соцналога малые предприятия освободили с 2002 года. Тогда же для них придумали новую упрощенную систему налогообложения, право перейти на которую дали всем без исключения индивидуальным предприятиям и организациям, имеющим ежегодный доход не более 15 млн руб. Правда, для предприятий, чью деятельность тяжело проконтролировать, оставили единый вмененный налог -- по сути, фиксированный денежный сбор. Упрощенная система объединила в одном налоге пять (налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество, ЕСН). Все удовольствие обходится малому предприятию в 15% от нетто-прибыли (то есть доходы минус расходы). На выбор можно платить 6% от годового оборота.

Хотя сами бизнесмены -- представители крупного бизнеса -- уверяют, что «клонироваться на мелочь» им не позволяет репутация, чиновники Минфина считают иначе: механизмы минимизации налогов за счет этого упрощения стали встречаться даже чаще, чем заезженные офшорные схемы. Для ухода от единого соцналога крупной фирме достаточно заключить договор об оказании услуг с компанией, работающей на "упрощенке" (предварительно вычленив из своей структуры несколько таких компаний), и с зарплаты персонала, выведенного на упрощенный режим, вместо 35,6% ЕСН платить лишь 14% -- в качестве пенсионных взносов. Или даже меньше, если базой налогообложения выбраны те самые 6% годового оборота. Тогда предприятие платит всего 3% пенсионных взносов со всего оборота.

Понятно, что запланированное снижение ЕСН с 35,6 до 26% не заставит предприятия отказаться от схем, где все социальные отчисления съедают не более 14%. Чтобы компенсировать потери бюджета, правительство готово свести на нет все ранее принятые (причем по большому счету еще недостаточные) усилия по упрощению жизни для малого бизнеса.

Видимо, питать иллюзии насчет способности малого бизнеса вносить серьезный вклад в экономический рост государство не хочет. И над удвоением ВВП вновь придется трудиться в основном крупным корпорациям. При том, что налоговые правила для крупного бизнеса вообще меняются чуть ли не каждый год.

«Это очередная провокация Минфина»

Сергей Борисов, президент Ассоциации малого бизнеса «ОПОРа России»:

-- Намерение ввести ЕСН для малого бизнеса -- это очередная провокация Минфина. Если каждый год менять правила игры, то мы никогда в нашей стране не увидим развитого малого бизнеса. Эффектом от такого шага наверняка станет уход малого предпринимательства в тень, где оно по большей части и пребывало до введения упрощенной системы налогообложения и отмены соцналога. Только с отменой ЕСН в 2002 году малые предприятия начали дышать полной грудью и «обелять» зарплаты. Если правительство не будет спешить с этим шагом, через несколько лет оно увидит огромный позитивный эффект для всей экономики от развития малого бизнеса. Но в погоне за какими-то крупными налоговыми уклонистами, которые якобы дробят свои предприятия на множество мелких, правительство готово рискнуть всем малым бизнесом в стране.

«Бизнес не будет платить больше, чем он может»

Валерий Тутыхин, партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры»:

-- Правительство в своем намерении восстановить ЕСН движется по одной определенной линии: сначала оно отменило региональные льготы по налогу малому бизнесу, и огромное количество предпринимателей вновь ушли в «обналичку». Теперь правительство наступает на схемы по «упрощенке», которые были своеобразным мостиком между «черной зоной» и «высоконалоговыми» предприятиями. Многие хотели легализоваться, но не были готовы делать это моментально. И пошли на обеление частично, с использованием схем по малому бизнесу. Желаемого эффекта -- пресечения налоговых злоупотреблений -- правительство не добьется. Все те, кто использовал упрощенную систему для минимизации налогов, перейдут на иные схемы. Этих схем множество. В конце концов многие вернутся ко всем надоевшим страховым схемам. Другие же предприятия, которые использовали упрощенный режим налогообложения именно из-за своего малого размера, просто уйдут в «конвертную зарплату». Ведь налоги для любого бизнеса -- точно такие же расходы, как, к примеру, арендная плата. Налоги не имеют сакрального значения, и если расходы на них будут повышены, то просто увеличится количество «черных» расчетов. Бизнес не будет платить больше, чем он может.

Ирина СКЛЯРОВА