|
|
N°72, 26 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фрадков. Реакция деления
Для нашего все еще советского человека нет более душевного занятия, чем считать деньги в чужом кармане. Если же этим милым делом начинает заниматься высокий государственный муж -- держи карман шире, потому как его (карман) будут "потрошить".
Премьер-министр Фрадков, навестив Торгово-промышленную палату, среди прочих тем затронул "хит сезона" -- борьбу с бедностью. По оценкам первого министра, самые богатые россияне в 14--15 раз богаче самых бедных, что совершенно ненормально. А "нормально", по г-ну Фрадкову, чтобы эта разница составляла не более пяти--шести раз.
Была не так давно одна страна, где допустимая разница в доходах между богатейшими и беднейшими устанавливалась законодательно, -- Румыния при социалистическом диктаторе Николае Чаушеску. Разница в доходах по тамошнему закону равнялась 1:7. В реальности, конечно, закон не соблюдался, ведь экономика не подчиняется столь вульгарной арифметике. Чаушеску кончил очень плохо, социалистическая Румыния -- тоже.
В российских условиях ставить задачу "выравнивания" доходов -- даже на уровне невинной реплики в устах премьера -- крайне рискованно. Во-первых, никаких по-настоящему достоверных данных о реальных доходах россиян не существует: слишком много зарплат по-прежнему в тени. Во-вторых, давняя российская традиция предусматривает выравнивание доходов не по самым богатым, а по самым бедным -- то есть раскулачивание и отъем доходов у тех, кто их имеет, а не создание условий для зарабатывания денег теми, кто живет в нужде.
Особенно зловеще эти выкладки звучат на фоне все более очевидно превращающейся в кампанию трехлетки борьбы с бедностью. Что "делиться надо", богатые уже в принципе поняли. Только для совершения этого социально ориентированного арифметического действия нужны правила -- правила "деления". Написать их может только правительство. А у правительства с писанием правил большие проблемы. Потому как правительство у нас аки "сторукий" индийский бог Шива. И каждая рука живет своей отдельной канцелярской жизнью.
Одной рукой правительство пробило в Думе новый налог на добычу полезных ископаемых, который в ближайшие два-три года будет гарантированно приносить казне не менее 2 млрд долл. ежегодно. Другой снижает единый социальный налог, оголяя Пенсионный фонд и совершенно не гарантируя вывод доходов населения из тени (снижение ЕСН с 35,6 до 26% слишком незначительно для "обеления" зарплат). Третьей рукой тянется к перу и бумаге, чтобы вернуть единый социальный налог для малого бизнеса. Хотя как раз малый бизнес и мог бы прокормить и дать работу значительной части российских бедняков. Но теперь, видимо, не прокормит и работу не даст -- правительству ведь надо быстрее залатать сделанную им же дыру в Пенсионном фонде. А что пенсионная реформа вошла в противоречие с налоговой -- так это мелочи.
Кстати, даже правила создания накопительных пенсий, когда человек может постараться в годы активной трудовой деятельности заработать себе любимому на безбедную старость, правительство уже умудрилось переписать -- менее чем через год после их введения. Теперь из гонки за обеспеченной старостью исключены люди старше 36 лет, хотя раньше шансы поучаствовать в работе на свое будущее благополучие были даже у 45-летних.
Нетрудно предположить, как российская исполнительная власть будет выполнять президентскую задачу уполовинить количество бедных за три года. Немного "распотрошат" нефтянку, чуточку раскулачат других олигархов, наконец, подтянут статистиков, которые теперь подчиняются лично премьеру, -- чтобы те в случае чего "высчитали" правильную цифру, которую не стыдно доложить президенту.
Лишь бы только закон о соотношении доходов между богатыми и бедными не принимали -- это вызывает крайне скверную "реакцию деления". К тому же очень не хочется жить в стране, напоминающей Румынию времен Чаушеску.
Семен Новопрудский