|
|
N°83, 16 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он говорит и показывает
«Союзному телевизору» далеко до лидерства на рынке
Отрапортовав о восстановлении выпуска отечественных телевизоров, российские и белорусские производители снова просят у союза двух стран денег. Участники программы «Союзный телевизор» обещают могучими плечами потеснить на местном рынке импортеров. Однако радужные отчеты производителей сильно меркнут в свете противоречивых откровений распорядителей бюджета и скептических комментариев российских экономических властей, аналитиков и участников рынка.
Вчера в Москве прошло совещание дирекции программы, посвященное новому направлению «Союзный кинескоп». На телевизионную часть программы союзный бюджет отводил 374 млн руб. Для возобновления выпуска трубок, позволяющего довести местную долю в аппаратах до 70%, нужно, как уверяют участники, еще 600 млн руб.
В подтверждение своих потребностей директора предприятий рассказывают истории успеха. К примеру, гендиректор минского «Горизонта» Владимир Семашко говорит, что с 1996 года благодаря сначала заботе Александра Григорьевича, а потом и программе объединение поднялось от предбанкротного состояния до пятикратного роста объемов производства. «Мы ставим задачу продолжить программу до 2005 года, -- сказал г-н Семашко, -- и иметь не менее половины рынка».
Объем платежеспособного спроса только в России участники программы оценивают в 4 млн аппаратов в год, а реальную потребность, предполагающую замену телевизоров, производившихся еще в советское время, -- в 15--20 млн в год.
По уверению белорусской стороны, витебский «Витязь» пользуется в республике наибольшим спросом, однако это показатель скорее уровня благосостояния населения, нежели преимуществ по цене и качеству.
Руководитель аналитического отдела агентства Mobile Денис Романов сказал газете «Время новостей», что, по данным последнего исследования московского рынка (март-апрель 2001 года), белорусский «Горизонт» занимал здесь 0,5%, «Витязь» -- 1,7%, московский «Рубин» -- 3%, в то время как у Samsung было 30%, у Thompson -- 11%, у Panasonic -- 10%, а у Philips -- 12%.
«Отечественные телевизоры стали более заметны на рынке, -- сказал г-н Романов, -- но это не мешает импорту сохранять лидерство».
Директор одного из российских предприятий предположил в беседе с газетой «Время новостей», что выделенные по программе деньги расходовались в основном на закупку импортных кинескопов. «Как их делили, можно только гадать», -- сказал он.
При этом на вопрос газеты «Время новостей», почему в официальном списке программы не значится производитель «Рекорда», Александр Симонов, начальник управления Российского агентства по системам управления (РАСУ -- координатор проекта с российской стороны), сказал, что «не надо поддерживать нищих и хромых» и что ему «обидно, когда со спины начинают стучать кулаком по голове». Имелось в виду, что для включения в программу Александровский радиозавод (Владимирская обл.) обратился в Госдуму, а не в РАСУ.
Со своей стороны исполнительный директор завода Сергей Кагарманов заявил, что они считают себя участниками программы. По его мнению, г-н Симонов обижается, что не он «был закоперщиком преодоления банкротства завода».
Тем временем, сказали газете «Время новостей» в одном из российских ведомств на условиях анонимности, даже финансовые принципы осуществления программы вызывают вопросы. Не слишком понятно, как распределяются средства.
Эти подозрения разделяют и в исполнительном органе российско-белорусского союза -- постоянном комитете. На днях принято решение проверить все совместные проекты. При этом программа «Союзный телевизор» признана проваленной, и ее, говорят в комитете, решено проверить особенно тщательно. По словам Александра Моисеенко, начальника отдела экономики постоянного комитета, «хозяин должен знать, как расходуются деньги».
И все же вчера г-н Моисеенко оптимистично заверил газету «Время новостей», что ожидает до конца года утверждения бюджета программы «Союзный кинескоп».
СПРАВКА. Заказчиками программы «Союзный телевизор» выступают РАСУ и белорусское министерство промышленности. С российской стороны в ней официально числятся Центральная компания МФПГ «Электронные технологии», новгородский «Квант», московский «Рубин», научно-исследовательский электронный институт (МНИТИ), ОАО «Российская электроника» и питерский завод им. Козицкого. С белорусской -- минские «Горизонт» и «Интеграл», а также витебский «Витязь».
Александр ЛЕВИНСКИЙ