|
|
N°71, 23 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за спиной «Феррари»
В Имоле ждут открытия европейского сезона «Формулы-1»
Чемпионат «Формулы-1» для европейских болельщиков традиционно начинается с «Гран-при Сан-Марино». На открытие сезона в Имолу съезжаются тысячи поклонников «Макларена», «Уильямса», «Рено» и других, менее популярных конюшен, но, конечно, большинство здесь составляют тиффози «Феррари». Ведь этот автодром даже назван в честь отца-основателя скудерии Энцо и его старшего сына Дино. Но никакой заносчивости со стороны хозяев нет и в помине. Такой фантастической атмосферы не найти больше ни на одном другом Гран-при. Здесь сполна ощущаешь себя членом огромного «формульного братства». На три гоночных дня болельщики получают возможность попасть на бал королевы автоспорта.
К европейской премьере по-особому готовятся и команды. Получив представление о реальном раскладе сил в турне по маршруту Австралия--Малайзия--Бахрейн, к гонке в Имоле инженеры стараются устранить выявленные недостатки, конечно, если это только возможно. В прошлом году эта гонка стала переломной в чемпионате. После трех неудач на старте сезона Михаэль Шумахер одержал в Имоле первую победу, открывшую ему путь к шестому чемпионскому титулу. В воскресенье нечто подобное предстоит совершить кому-то из его соперников: если «Феррари» выиграет четвертый раз подряд, остальным конюшням можно смело начинать готовиться к следующему сезону, забыв об амбициях этого года.
Пока от борьбы с «красными» отказались, пожалуй, лишь в «Макларене». Провалив начало чемпионата, «серебряные стрелы» признали, что машина 2004 года неконкурентоспособна. Уже поползли слухи, что к середине сезона англичане подготовят совсем новое шасси. В общем, похоже, повторяется прошлогодняя история, теперь уже в виде фарса. Руководство другой британской команды -- «Уильямс» -- смотрит в ближайшее будущее менее пессимистично, хотя и признает, что нужно решить еще уйму проблем. Разобравшись с поломкой коробки передач на машине Монтойи, не позволившей финишировать колумбийцу в Бахрейне в очковой зоне, команда подготовила и несколько новинок для аэродинамического пакета, испытав их на тестах на французском автодроме «Поль Рикар».
Продолжает удивлять скорость Дженсона Баттона из БАР. Англичанин был лучший из всей компании, собравшейся на тестах во Франции. А ведь кроме «Уильямса» там работали еще и «Макларен», «Рено», «Ягуар» и «Тойота». Интересно, что «Уильямс» помешал своему прямому конкуренту в чемпионате (делит с БАР третье место в Кубке конструкторов) опробовать новое техническое решение. Как стало известно, в БАР попытались обойти введенное с этого года ограничение на количество рабочих плоскостей заднего антикрыла -- две вместо прежних трех. В результате одна из плоскостей антикрыла «приросла» закрылком на задней кромке. Когда команда обратилась в Международную автомобильную федерацию (ФИА) за разрешением использовать подобную конструкцию, чиновники переадресовали этот вопрос технической рабочей группе «Ф-1», где именно представитель «Уильямса» наложил на новинку вето. «БАР заметно усилилась в последнее время, -- оправдываются в «Уильямсе», -- и поэтому нам приходится бороться на всех фронтах. Мы не можем позволить соперникам заполучить дополнительное преимущество над нами, даже на одну гонку». По мнению ФИА, разработанная БАР конструкция фактически работает как антикрыло с тремя плоскостями, что противоречит техническому регламенту.
С Имолой связана и трагическая страница истории «Формулы-1». Через неделю исполнится десять лет со дня гибели Айртона Сенны. Трехкратный чемпион мира погиб на седьмом круге «Гран-при Сан-Марино» 1994 года. В повороте Тамбурелло на его болиде сломалась рулевая колонка, и на скорости около 300 км/ч машина влетела в бетонную стену. Это произошло спустя всего 24 часа после гибели в квалификации другого гонщика, Роланда Ратценбергера. «Черный уикенд» заметно изменил облик нынешней «Формулы» -- требования к безопасности машин и трасс стали намного жестче. Трагическая гибель Сенны едва не заставила Михаэля Шумахера поставить точку в своей карьере в «Формуле-1». «Я впервые собственными глазами увидел смерть в нашем спорте и какое-то время сомневался в том, хочу ли я продолжать выступления», -- вспоминает немец сегодня. По словам пилота «Феррари», он до сих пор помнит обстоятельства аварии бразильца в Имоле. «Ведь Айртон ехал прямо передо мной. И сегодня мы обязаны Сенне тем, что после его гибели «Формула-1» стала безопаснее», -- признает Михаэль, сам попавший в Сильверстоуне в 1999 году в тяжелую аварию, которая закончилась для него переломом ноги.
Дмитрий СИТНИК