|
|
N°71, 23 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Процедуру приватизации в Индии никто не критикует»
Контролер и генеральный аудитор Индии Виджендра КАУЛ приехал в Москву с визитом для налаживания сотрудничества с российской Счетной палатой. Г-н Каул рассказал газете «Время новостей» о специфике индийского государственного аудита.
-- Мы занимаемся внешним аудитом правительственных структур и компаний, где госкапитал составляет более 50%. У меня в подчинении целая армия чиновников -- 58 тысяч человек. За год мы проводим около 80 тысяч аудиторских проверок. Потом отчеты идут в парламент или законодательные собрания 27 индийских штатов. Мы отслеживаем плохое управление, расточительство, мошенничество. Ранее в Индии была плановая экономика, и все наше внимание было сосредоточено на проектах и расходах по ним, то есть на выполнении правил. После начала рыночных реформ в 1991 году нас больше интересуют показатели работы системы в целом, а не отдельные сделки.
-- В России итоги приватизации вызывают немало споров, что происходит в этой области в вашей стране?
-- По мере приватизации госсобственности у нас остается все меньше объектов для аудита, но зато появляется больше аудиторских вопросов в связи с самой приватизацией. Подавляющая часть наших приватизационных проблем связана с различными проволочками. Саму процедуру приватизации никто не критикует, она достаточно прозрачная и жесткая, включая оценку имущества. Некоторые говорят, что надо приватизировать убыточные компании и оставлять прибыльные, но это уже политика. Впрочем, крупномасштабная приватизация в Индии еще не начиналась.
-- В 2001 году журналисты интернет-портала «Техелка» выдали себя за торговцев оружием и засняли передачу взяток влиятельным чиновникам и генералам. Контролирует ли ваше ведомство военных?
-- После аудита закупок минобороны мы довели свои возражения относительно некоторых сделок до правительства, и теперь военные вносят изменения в свои программы. Однако если где-то происходит скандал, мы не мчимся туда с проверкой. Никто не может указать нам конкретный объект для проверки, только определенную сферу деятельности.
-- И много вам удается вернуть денег в казну?
-- За прошлый год мы предъявили претензий на 4,5 млрд долл. Из них примерно 5% правительство возвращает в казну. Мы также ищем дыры в налоговой системе. Например, в Индии есть давняя тенденция показывать посторонние доходы как сельскохозяйственные, поскольку они не облагаются налогом. Продажа земель сельхозназначения также не облагается налогом, но представьте себе, сколько стоит земля близ крупных городов?
-- Чем же конкретно отчеты вашего ведомства могут помочь работе государственной системы?
-- Например, недавно мы отследили, что исполнители программы электрификации села потратили деньги на оборудование, которое осело мертвым грузом. А они выдавали это за реализацию программы. Другой пример -- многомиллионный долгосрочный план по очистке реки Ганг. По нашему обычаю, покойников сжигают, а останки бросают в Ганг. Правительство решило строить крематории, чтобы спасти реку от загрязнения. Но из-за ошибок в планировании дело встало, средства были потрачены зря. После нашего отчета власти, поспорив, все же согласились создать систему внутреннего аудита и проводить периодические внешние проверки этой программы.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ