|
|
N°71, 23 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформаторов послали к терапевту
Медикам не нравятся планы изменения структуры отрасли
Российские власти, похоже, не зря воздерживались от серьезных реформ в сфере здравоохранения до президентских выборов. Первые же попытки нового главы Минсоцздрава Михаила Зурабова начать структурные изменения в отрасли вызвали ожесточенный отпор со стороны медицинской общественности. На состоявшихся вчера слушаниях в Государственной думе реформаторам из Министерства здравоохранения и социального развития и Центра стратегических разработок дали настоящий бой. Каждое критическое высказывание в адрес представленной на суд депутатов и медиков программы повышения структурной эффективности системы здравоохранения встречалось аплодисментами. А риторический вопрос Леонида Рошаля «Неужели врачи за эти копейки, за какие-то 2,9% ВВП, должны еще что-то реструктурировать?!» -- бурными аплодисментами.
Недовольство медиков и региональных руководителей органов здравоохранения вполне понятно -- новый кабинет, как, впрочем, и прежний, не обещает им дополнительных ассигнований, но при этом требует серьезно повысить качество оказываемой помощи. Ликвидировать дефицит отраслевого бюджета и догонять развитые страны по объему медицинских услуг врачам предложено за счет внутренних резервов. В частности, разработчики программы полагают, что можно избавиться от неэффективных медучреждений, а заодно и врачей-специалистов в поликлиниках. Кроме того, от медиков требуют снижения количества коек в стационарах и рекомендуют подумать о сокращении набора в медицинские вузы. При этом кардинального улучшения благосостояния тем, кто останется работать в рамках государственной системы здравоохранения, никто не обещает. Большую часть вырученных от экономии средств, по словам руководителя экспертной группы по реформе здравоохранения ЦСР Игоря Шеймана, необходимо использовать для того, чтобы перевести отрасль с экстенсивного пути развития на интенсивный: на разработку новых методов лечения, на укрупнение и усиление центров по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи и т.д. К тому же идеологи реформы предлагают отказаться от многоканального финансирования медучреждений, аккумулируя и бюджетные средства, и страховые взносы на счетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Платежи из этих фондов за пациентов по принципу полного тарифа (включающего все статьи затрат -- не только медицинские, но и, например, коммунальные) могут оказаться меньше того, к чему привыкли многие клиники, сочетающие сейчас финансирование по смете из муниципальных и региональных бюджетов с деньгами, поступающими из системы ОМС.
Первичным и ключевым звеном системы здравоохранения, на взгляд реформаторов, должны стать группы общей врачебной практики, представляющие союз педиатра, терапевта и акушера-гинеколога. По мнению эксперта ЦСР Владимира Шевского, в идеале эта тройка, являющаяся российским аналогом западного врача общей практики, должна взять на себя 80--90% нагрузки по лечению заболеваний и профилактике, а в остальных случаях звать на подмогу узких специалистов. О том, что такой механизм может работать на практике, вчера пыталась рассказать и министр здравоохранения Чувашии Нина Суслонова. По ее словам, в республике уже два года продолжается эксперимент по замещению специалистов врачами общей практики, которые сейчас уже составляют до 30% персонала участковых поликлиник. Вместо слабых райбольниц создаются межрайонные центры, оснащенные современной техникой, позволяющей проводить сложные операции. Подобная реструктуризация, по подсчетам Минздрава Чувашии, уже позволила региону сэкономить и направить на более важные участки системы здравоохранения 64 млн рублей.
Однако получить удовольствие от оптимистичного доклада коллеги из региона руководителям Минсоцздрава помешали педиатры, которые не хотят переквалифицироваться в терапевтов. Директор Научного центра охраны здоровья детей Александр Баранов заявил, что «эксперименты часто не имеют ничего общего с действительностью», и пояснил, что успех реструктуризации по этой схеме практически гарантирован в глубинке. Замещать врачей-специалистов несложно хотя бы потому, что их там просто нет. Попытку же растворить педиатров в армии врачей общей практики г-н Баранов назвал «бомбой замедленного действия» -- по его данным, ведущие западные государства, на опыт которых ссылаются идеологи реформы, сейчас, напротив, увеличивают количество врачей-специалистов. «Правда, они тратят на здравоохранение до 10% ВВП», -- безрадостно добавил он. Тезис Александра Баранова о том, что обеспечить доступность медицинской помощи можно при желании и в рамках нынешней системы, повторил и другой известный педиатр -- Леонид Рошаль. «Нашу систему нужно укреплять, а не реструктурировать», -- заявил он и посоветовал депутатам думать не о реформах, а о том, как довести ассигнования на здравоохранение хотя бы до рекомендованных ВОЗ показателей в 5% ВВП.
Впрочем, некоторые критики реформы признают, что в программе Минсоцздрава и ЦСР содержится много рациональных предложений. Просто, по мнению председателя подкомитета по здравоохранению Совета Федерации Бориса Шпигеля, реформаторы пока опираются только на теорию, которая может быть верной для Европы, но практически нереализуемой в России. «Вы, например, предлагаете сконцентрировать специалистов в межрайонных центрах, а службу «Скорой помощи» превратить лишь в средство доставки пациента к врачу, -- обратился к экспертам ЦСР г-н Шпигель. -- Но в России больной может до этого центра не доехать -- потому что у нас дороги все разбиты».
Олег ВОЛКОВ