|
|
N°83, 16 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Терпи, Козак
Судьба единого следственного органа в руках президента
Идея создания новой структуры - Федеральной службы расследований, появление которой приведет к кардинальной реформе всей российской правоохранительной системы, в ближайшие дни будет вынесена на суд президента. Зам. главы администрации Дмитрий Козак, курирующий судебную реформу, направил Владимиру Путину доклад с обоснованием целесообразности создания ФСР. В пятницу г-н Козак пойдет на прием к президенту.
Как предполагается, новый орган объединит в себе все досудебное следствие, которым сейчас занимаются милиция, прокуратура, ФСБ, ФСНП. Речь о создании подобной структуры идет уже больше 10 лет. Тема поднималась каждый раз при очередной реформе МВД или ФСБ, но до реальных проектов дело не доходило. Противников этой идеи всегда хватало - ни одно ведомство не желает делиться полномочиями, к тому же создание новой структуры требует больших финансовых затрат, а лишних денег в бюджете обычно нет. Нынешний всплеск активности вокруг старой идеи вызван начинающейся судебной реформой.
Пока создание ФСР остается единственным неутвержденным пунктом во всем плане реформы, что, по сведениям газеты "Время новостей", обусловлено категорическим несогласием с этой идеей руководства Генпрокуратуры и ФСНП. По сведениям газеты "Время новостей", судьба ФСР должна решиться до конца мая. Торопливость объясняется тем, что в пакет "судебных" законопроектов, направленных в Госдуму, проект о ФСР не попал, и чтобы поспеть за всей судебной реформой, решать этот вопрос нужно именно сейчас. Начать работу ФСР может только после принятия поправок к УПК, где оговариваются распределение подследственности конкретных статей УК между правоохранительными органами.
По сведениям газеты "Время новостей", начать непосредственное создание ФСР планируется уже в этом году. Первым шагом должно стать образование юридического лица. С 1 января 2002 года ФСР возьмет на себя расследование милицейских дел, а с 1 января 2003 года ФСР -- дела прокуратуры и налоговой полиции. В последнюю же очередь, с 2004 года, к ФСР должны уйти наиболее сложные и засекреченные расследования, которые ведут ФСБ и военная прокуратура.
Реализация плана создания ФСР приведет к серьезным изменениям всей правоохранительной системы. Впервые с 1917 года следствие будет отделено от силовых структур. Как это будет выглядеть в жизни, пока сказать сложно, но в МВД и ФСБ считают, что на работе рядовых сотрудников это скажется мало. Расследованием дел, чего бы они не касались - убийств, шпионажа или хулиганства, - будут заниматься те же самые люди. Они просто поменяют подчинение, но многие, возможно, останутся даже в прежних кабинетах. Главным же результатом появления ФСР станет перераспределение сил между правоохранительными ведомствами и, возможно, принципиально новый подход в оценке ситуации с преступностью. В первую очередь создание ФСР больно ударит по прокуратуре (вкупе с другими пунктами судебной реформы ее могущество будет практически сведено на нет). Сейчас прокуратура сама расследует наиболее важные дела, надзирает за следствием всех других ведомств и к тому же санкционирует основные следственные действия. Всего этого она, скорее всего, лишится. Именно этим, очевидно, объясняется непримиримая позиция генпрокурора Владимира Устинова, который предрекает реформаторам, среди прочего, потерю взаимодействия между оперативниками и следователями и гигантские финансовые затраты.
Между тем, милицейские следователи встретили идею ФСР в большинстве своем "на ура". Объясняется это тем, что Следственный комитет МВД и его подразделения на местах ведут более 90% всех уголовных дел и, естественно, что именно милицейское следствие станет основой будущей ФСР.
Создание ФСР неизбежно повлечет, в определенной мере, и уменьшение роли правоохранительных органов в политической жизни страны. Если сейчас они могут вести свою или чью-то игру, активизируя или, наоборот, приостанавливая те или иные уголовные дела (как в случае с «Мостом» или московской мэрией), то впредь этой возможности они будут лишены. Правда, при этом уже сама ФСР станет новой и очень влиятельной силой.
Впрочем, пока создание ФСР остается лишь проектом. Президент пока молчит и, очевидно, выскажет свою точку зрения только после общения с Дмитрием Козаком. В Думе, которой предстоит узаконить создание ФСР, существуют по поводу новой структуры разные мнения. Виктор Похмелкин (СПС) сообщил газете "Время новостей", что «создание этой службы будет способствовать повышению авторитета следователя и его независимости от органов дознания». Представитель СПС уверен, что прокуратура приложит все усилия для того, чтобы «скорректировать» судебную реформу на стадии принятия конкретных законопроектов. «Очевидно, прокуратуру поддержат представители КПРФ и аграрии, - считает г-н Похмелкин. - И мы ожидаем, что сейчас противники судебной реформы активизируются». По мнению депутата, ведомственное подчинение ФСР возможно лишь на первом этапе становления этой службы, а в дальнейшем она должна подчиняться президенту. «Разумеется, глава государства должен осуществлять только административное, а не процессуальное руководство этой службой, - считает депутат. - Полномочиями влиять на ход следствия его не следует наделять».
Борьба вокруг соответствующих поправок действительно будет жесткой. Тем более, что Госдума уже приняла в первом чтении поправки к УПК, в которых нет и слова о создании ФСР. Однако если президент согласится с мнением г-на Козака, в Госдуму будут направлены новые поправки к УПК, в которых ФСР займет свое место.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА, Алексей ГРИШИН, Филипп Стеркин