|
|
N°70, 22 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мемориал для предателя
В Канаде вспомнили о беглом советском шифровальщике
В центре Оттавы установлена мемориальная доска в честь бывшего шифровальщика советского посольства Игоря Гузенко. Этот человек, вскоре после окончания второй мировой войны выдавший канадской разведке всю сеть советского шпионажа в Канаде, сам того не предполагая, начал "холодную войну".
Напротив парка, где установлен мемориал Гузенко, стоит старый многоквартирный дом. Он помнит невероятные и драматические события, разыгравшиеся здесь почти 60 лет назад. 5 сентября 1945 года Игорь Гузенко в последний раз вышел из посольства СССР и вынес при этом свыше сотни документов -- свидетельств тайных операций советской разведки в Канаде. Однако поначалу они никого в Канаде не заинтересовали. Ни столичная газета, ни правительственные учреждения не захотели иметь дело с Гузенко.
Лишь когда в его квартиру стали ломиться сотрудники посольства, а сосед, у которого он укрылся, вызвал полицию, делом бывшего шифровальщика занялась канадская разведка. Но даже и тогда премьер-министр страны Маккензи Кинг предложил передать Гузенко вместе с документами советскому посольству!
Побег Гузенко имел колоссальные последствия. Он разрушил образ СССР как доброго союзника Канады в войне с фашизмом. Именно в Оттаве, а не в Фултоне, где произнес свою знаменитую речь Уинстон Черчилль, началась "холодная война". Незадолго перед побегом Гузенко Канада выделила СССР в качестве послевоенной помощи огромную сумму -- 165 млн долл. 45 канадских городов стали побратимами городов в СССР, развернулось общество советско-канадской дружбы. И все это стало сворачиваться. По делу Гузенко были арестованы 39 человек, в том числе единственный депутат-коммунист в канадском парламенте Фред Роуз. В США были задержаны и казнены супруги Джулиус и Этель Розенберги, которых обвинили в передаче атомных секретов Советскому Союзу. Доклад Канадской королевской конной полиции по делу Гузенко объемом в 733 страницы на долгие годы стал в американской и канадской разведке практическим пособием по советскому шпионажу.
Но Игорю Гузенко пришлось заплатить дорогую цену за свой поступок. Его семья жила в постоянном страхе разоблачения. Игорю Гузенко сделали пластическую операцию, он стал жить под чужим именем в тайном месте, ему запретили говорить по-русски с собственными детьми. Выступая по телевидению, он надевал колпак. Всплыла информация, что КГБ якобы заочно приговорил Игоря Гузенко и его жену Светлану к смертной казни. Даже материального благополучия семья Гузенко в Канаде не обрела. Назначенное ему пособие было весьма скромным. Умер он под Торонто в 1982 году. Вплоть до смерти жены Светланы в 1991 году его могила оставалась безымянной.
Евгений СОКОЛОВ, Монреаль