|
|
N°70, 22 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы -- хоббиты, не ваххабиты"
В России запретили трактат имама аль-Ваххаба
Прокуратура столицы и лично прокурор города Анатолий Зуев внесли свой вклад в борьбу с экстремизмом и терроризмом. По решению Савеловского районного суда Москвы отныне на территории России запрещено издание и распространение главного труда считающегося основоположником ваххабизма Мухаммада аль-Ваххаба ибн Сулеймана ат-Тамими -- «Книги единобожия». Суд счел эту книгу образчиком литературы, призывающей к нетерпимости и разжиганию межрелигиозной вражды. Борьба столичных служителей закона с этим известным среди мусульманских улемов трактатом продолжалась почти пять лет. По мнению экспертов прокуратуры, «Книга единобожия» «содержит основные положения идеологии ваххабизма, несет в себе отрицательную эмоциональную оценку и негативную установку в отношении всех людей независимо от их религиозной принадлежности, если они не придерживаются идей ваххабизма и не являются членами их братства».
Крамола была обнаружена, естественно, накануне второй чеченской кампании, проходившей под знаменем борьбы с ваххабизмом и экстремизмом на Северном Кавказе. Поначалу претензии предъявлялись к издательству «Бадр», выпускавшему эту книгу. В 1999 году против генерального директора компании Тахира Абдурахманова было заведено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ (возбуждение религиозной вражды). Но почти после двух лет расследования дело закрыли «за отсутствием в действиях обвиняемого состава преступления». Зато буквально через несколько дней после этого столичная прокуратура взялась уже за книгу. Как уверяют служители закона, было проведено несколько экспертиз, подтвердивших подозрения относительно экстремистской направленности издания. После чего прокурор Москвы Анатолий Зуев обратился в Савеловский суд с иском о признании книги ат-Тамими незаконной. На пропаганду ваххабизма у судей нашлась только одна, но действенная норма, прописанная в статье 13 закона «О противодействии экстремистской деятельности». В результате книга попала в число запрещенных.
Лидеры российских мусульман не высказали никакого возмущения в связи с запретом писаний аль-Ваххаба. Верховный муфтий России Талгатом ТАДЖУТДИНОМ решением суда доволен:
-- И правильно сделали, что запретили. Мы поддерживаем это решение. Эта книга - положение о ваххабизме. А ваххабизм известен как экстремистское течение. Это не может быть воспринято отрицательно российскими мусульманами, абсолютно нет. Никакого ущерба нам это не наносит. У нас есть Коран, есть Сунна пророка - мусульманам России этого достаточно, так как традиционный ислам основывается на Коране и Сунне.
В Совете муфтиев России в тот момент, когда туда позвонили из газеты «Время новостей», не случилось компетентных толкователей исламской теологии. «Там про книгу какого-то арабского писателя спрашивают. Что говорить?» -- вполголоса переговаривались у телефона двое сотрудников, после чего один из них взял трубку. Он представился как Фарид АСАДДУЛИН, заведующий отделом науки: «Мы, мусульмане, изучаем ислам по Корану и Сунне пророка Мухаммеда. А то, что вы называете, -- факультативная литература".
Причем, по данным газеты «Время новостей», вскоре список попавших под запрет изданий может быть расширен за счет куда менее известных книг. Недавно Федеральная служба безопасности России настоятельно порекомендовала издательству «Столица-Сервис» изъять из продажи книги «Аллах не любит Америку» под редакцией Адама Парфрея и «Невесты Аллаха» Юлии Юзик. Сейчас эти книги отправлены на экспертизу. Если их сочтут экстремистскими, издание и распространение на территории России этих книг также будет запрещено.
Решение Савеловского суда газете «Время новостей» прокомментировал Алексей МАЛАШЕНКО, член научного совета Московского центра Карнеги, доктор исторических наук, арабист:
-- На это решение суда я могу ответить только знаменитой фразой из фильма: «Если человек дурак, то это надолго». Я считаю, что это глупая, недостойная акция. У ее организаторов просто не хватает ума или они хотят выслужиться. Да, учение аль-Ваххаба -- это очень, очень радикальный ислам. Это даже очень жестокий ислам -- в том виде, в каком его излагает сам аль-Ваххаб. И сейчас это учение разыгрывают мусульманские экстремисты. Но это ведь не повод запрещать книгу! Ведь сейчас это уже исторический документ, написанный два с половиной века назад. Поймите, одно дело -- программа крайне радикальной партии, которая призывает к борьбе. Другое дело -- литература, которая была создана в XVIII веке. Нельзя все так уж путать и смешивать. Если так рассуждать, можно и сам Коран запретить, и Библию, и Тору. Там тоже можно обнаружить «разжигание национальной и религиозной розни». Да и программу КПСС тоже надо отовсюду изъять, потому что там написано про диктатуру пролетариата -- это возбуждает социальную и классовую рознь. И конечно, запретить «Домострой», потому что там плохо говорится о женщинах.
Справка (подверст-2)
Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими (1703--1787) -- основоположник религиозно-политического течения в исламе, известного как ваххабизм. Ат-Тамими не создал собственного религиозного учения, он просто призывал верующих мусульман вернуться к истокам -- то есть к первоначальному исламу пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Последователи аль-Ваххаба боролись и с «новшествами», возникшими в процессе развития ислама, и с пережитками языческих культов, всевозможными суевериями и предрассудками. За склонность к строгой простоте нравов ваххабитов иногда называют «пуританами ислама». Особое внимание мусульманские пуритане уделяли джихаду -- священной войне против иноверцев.
Под знаменами ваххабизма в XIX--XX вв. сложилось государство Саудовская Аравия. Там учение ат-Тамими до сих пор является официальной идеологией. В то же время ваххабизм стал основой некоторых экстремистских мусульманских движений, например афганского «Талибана».
Анна ШПАК, Наталья РОЖКОВА