|
|
N°70, 22 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Погоня за велосипедом
В поисках сверхприбыли государство готово пожертвовать ценами на бензин
Автомобилистов в следующем году ожидает неприятный сюрприз. Первый налоговый законопроект из правительственного пакета о повышении налога на добычу полезных ископаемых, который Дума скорее всего примет сразу в трех чтениях в пятницу, 23 апреля, по мнению аналитиков, наверняка даст топливным компаниям повод для изменений в ценниках на бензин.
Пакет законов по изъятию сверхдоходов с «нефтянки» должен стать первой контрольной работой экономического блока нового правительства (впрочем, и новой Думы тоже). Однако в пафосно обставленной работе над подходами к решению политической проблемы правительство в поисках сверхприбыли по сути изобрело велосипед. Следствием такого изобретательства наверняка станет повышение цен на нефтепродукты внутри страны.
Главный акцент в пакете, который Дума распечатает в пятницу, будет сделан на повышении экспортной пошлины -- этот инструмент для повышения налоговой нагрузки используется традиционно. В свое время в 1999 году для повышения доходов бюджета после дефолта отмененная экспортная пошлина на нефть в России была восстановлена, и это тоже было названо «изъятием сверхприбыли». На пошлине сыграют и сейчас. Уже с июля нынешнего года в шкале экспортной пошлины должен появиться дополнительный интервал: при цене нефти от 20 до 25 долл/барр ставка пошлины составит 45%. При цене нефти свыше 25 долл/барр экспортеру придется отдать в бюджет 65-процентную пошлину. Одновременно с пошлиной возрастет налог и на внутреннюю нефть. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со следующего года увеличится с 347 до 400 руб. за тонну нефти. Плюс к этому в формулу расчета ставки будет введена инфляционная составляющая, которая не допустит, чтобы с укреплением рубля ставка фактически понижалась.
С точки зрения экономической целесообразности изымать рентные сверхдоходы «нефтянки» логичнее было бы исключительно за счет НДПИ. Ставка этого налога устанавливается в расчете на одну тонну добытой нефти. А объем добытой нефти государство в достаточной мере контролирует благодаря монополии на ее транспортировку. Теоретически изменение формулы НДПИ позволяет изымать значительную часть дополнительного дохода строго пропорционально росту мировой цены на нефть -- вплоть до полного изъятия прибыли, получаемой компаниями от роста мировой цены выше определенного уровня.
Однако такой подход означал бы переложение нагрузки на внутренних потребителей, что напрямую привело бы к росту внутренних цен на нефтепродукты, а значит, по цепочке к подорожанию всей потребительской корзины. Именно поэтому решено остановиться на комбинированном варианте: в общей сложности налоговая нагрузка возрастет на две трети за счет увеличения вывозной таможенной пошлины и на одну треть за счет увеличения НДПИ.
Не исключено, правда, что пропорция увеличения нагрузки будет немного изменена. Депутаты на предварительном обсуждении налогового пакета сочли, что увеличение налоговой нагрузки даже на одну треть за счет НДПИ -- чересчур опасно для цен внутри страны и предложили свою пропорцию: 3/4 сверхдоходов изымать с помощью пошлин, 1/4 -- за счет НДПИ. Сами нефтяники, правда, говорят, что, как пропорцию ни изменяй, повышение цен неизбежно.
Отрасль, по словам начальника управления внутреннего аудита нефтяной компании ЮКОС Галины Антоновой, как только может, из последних сил, сдерживает цены на бензин и дизтопливо. Но если уж нефтяники дают понять, что к повышению отпускных цен готовы, вряд ли что-то сможет их остановить. По словам вице-президента Московской топливной ассоциации Алексея Небольсина, «цены на бензин однозначно возрастут, «нефтянка» не захочет брать на себя бремя от повышения налоговой нагрузки». Причем если мировая цена на нефть повысится и нефтяникам еще выгоднее будет гнать нефть на экспорт, то цены для внутренних потребителей они могут и не трогать. Но тенденция идет к тому, что мировая цена будет падать, говорит эксперт.
Ирина СКЛЯРОВА