Время новостей
     N°83, 16 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2001
Узник совести из госбезопасности
Александр Литвиненко обрел вторую родину
Власти Великобритании вчера приняли решение предоставить политическое убежище бывшему подполковнику ФСБ Александру Литвиненко. После этого российские спецслужбы, возбудившие за последние два года против экс-чекиста пять уголовных дел, практически потеряли шанс заполучить беглеца.

Впервые об Александре Литвиненко заговорили в 1998 г., когда он вместе с несколькими коллегами из Управления по разработке и пресечению оргпреступных формирований (УРПО) ФСБ заявил, будто получил от своего руководства приказ на устранение Бориса Березовского. Вскоре подполковника уволили, а потом арестовали по обвинению в превышении служебных полномочий.

Состоявшийся в конце 1999 г. суд оправдал Литвиненко, но его тут же задержали по новым обвинениям. Потом против бывшего чекиста возбудили третье дело, а самого его отпустили под подписку о невыезде. Литвиненко этим воспользовался и в ноябре прошлого года уехал вместе с семьей в Турцию. Там он вначале пытался получить убежище у властей США, но безрезультатно. В конце концов беглецу удалось найти приют в Великобритании. За границей, в ожидании решения о предоставлении ему политического убежища, подполковник, по некоторым данным, много общался с другими перебежчиками и даже вроде решил написать вместе с ними книгу. А на родине тем временем против экс-чекиста возбудили еще два уголовных дела, в том числе за незаконное пересечение границы.

Власти Великобритании пока отказываются комментировать свое решение. Адвокат же Литвиненко Михаил Маров сообщил, что его клиент полностью удовлетворен решением английского МВД. Ближайшие планы его подзащитного сводятся пока к решению бытовых вопросов -- поиску квартиры и работы. Кстати, предложения уже есть. Со слов адвоката, Литвиненко жалеет, что лишен возможности жить в своей стране, но "не собирается вредить России" и делать громкие разоблачения. Более того, он не общается со спецслужбами Великобритании. Хотя, как заявил адвокат, его клиенту последнее время постоянно угрожали и не раз обещали: "Получишь ледорубом, как Троцкий".


Лубянские перелеты

Герой множества скандалов подполковник ФСБ Александр Литвиненко -- далеко не первый сотрудник органов безопасности, попросивший политического убежища отнюдь не только по идейным соображениям. Первым в этом ряду можно считать секретного агента Аркадия Биргера, бежавшего в Персию в 1928 г. из-за начавшегося служебного расследования в связи с его попытками шантажа некоторых закавказских предпринимателей. За ним последовал руководитель сети ОГПУ на Ближнем Востоке Георгий Агабеков, который мотивировал свой уход на Запад в 1931 г. политическими мотивами. В действительности у него был бурный роман, из-за которого он запутался с денежными делами своей резидентуры. Но все же большинство перебежчиков сталинской поры -- Александр Орлов, Игнац Рейсс, Вальтер Кривицкий, Георгий Люшков -- уходили за границу, справедливо опасаясь репрессий.

Иное положение сложилось в послесталинский период. Лишь единицы сотрудников КГБ шли на сотрудничество с ЦРУ и другими разведками по идейным соображениям. В основном же, особенно те, кто не был причастен к разведывательной деятельности, работали за победу одной общечеловеческой ценности -- конвертируемой валюты. Причем количество таких перебежчиков резко увеличилось после прихода в органы безопасности сыновей видных партийных и государственных деятелей. Так, за границей оказался сын министра судостроительной промышленности капитан КГБ Юрий Носенко, намеревавшийся выручить за выданные секреты 300 долларов.

Исключительно за деньги сотрудничали с противником офицеры 8-го (шифровального) управления КГБ Виктор Шеймов и Виктор Макаров, вывезенные за границу иностранными спецслужбами, а также заместитель начальника отделения Московского областного управления Сергей Воронцов. Не стоит считать идейным перебежчиком и самого известного перебежчика 80-х Олега Гордиевского.

Последний ощутимый удар родному ведомству нанес бывший сотрудник архива КГБ майор Василий Митрохин, вывезший в Англию свои поистине драгоценные для всех разведок и контрразведок мира записи.

Александр ШВАРЕВ, Павел АПТЕКАРЬ