Время новостей
     N°70, 22 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2004
Патриархи и пустота
Фестиваль Сергея Курехина в клубе «Дом» -- первый без Николая Дмитриева
Фестиваль Сергея Курехина (ФСК, или традиционная московская версия питерского курехинского СКИФа) откроется сегодня в «Доме», где артдиректорствовал превосходный антрепренер, инициатор многих уникальных проектов, знаток самой новой, «креативной» и радикальной музыки, а также прочих искусств, издатель, продюсер, лектор, «модератор», друг и партнер Сергея Курехина Николай Дмитриев.

Сам СКИФ, исповедующий идеологию тотального перформанса в духе «Поп-механики» и предлагающий публике за пару суток без перерывов с утра до вечера послушать с полсотни музыкантов, перформансов, инсталляций и прочего, родился сразу после смерти известного грибника и главного героя питерского постмодерна. Какой фестиваль родится после смерти Дмитриева (он умер 10 апреля, и его провожала вся новомузыкальная, и не только, Москва), одним из многочисленных художественных занятий которого было по-своему продолжать курехинское дело, пока трудно себе даже представить. В отличие от многих Дмитриев был не только специалист, но и уникальный наблюдатель: он умел видеть среду, брожение идей и звуков, спектры и смешение. Он веселил и очаровывался, как огня чурался пафоса, банальностей и запахов попсы, умудрялся придавать разного рода сумасбродствам чуть-чуть коммерческую видимость, придумав концепцию «Дома», он втащил на местные территории кусок свободной Европы, а своей публике предлагал не столько утонченные или радикальные события сами по себе, сколько картину мира, исполненную энергии, иронии и щемящего чувства. Теперь эта картина, во многом увиденная, а во многом созданная им, будет существовать без него.

Неизвестно, где искать людей, которые не только отличались бы искушенностью, отменным вкусом, художественной и менеджерской активностью, но и могли бы, не перессорив друг с другом многих капризных и гордых персонажей, нафантазировать, реализовать и прокомментировать подобную картину так, чтобы приходилось выбирать, где здесь искусство -- замысел или музыка, реальность или комментарий.

А пока никакой специальный фестиваль в честь Коли Дмитриева не родился, оммажем ему станут те фестивальные проекты, которые он успел спланировать. ФСК -- первый из них. Дальше будут еще майская «Альтернатива», этнический «Эрмитаж» и фестиваль организованного им в 2002 году вместе с Татьяной Гринденко и Владимиром Мартыновым Центра развития и поддержки новой музыки «Девоцио Модерна».

Первый Фестиваль Сергея Курехина без Дмитриева спланирован в немного неожиданном духе стилевой чистоты, даже строгости. Никаких сочетаний несочитаемого и смешений академизма с роком и перформансом, какие привычны для курехинских СКИФов. Напротив, почти один сплошной перформанс: от фриджаза до электроакустики, от классики до свежих выдумок. Впрочем, классиков, ветеранов и патриархов в строгой и лаконичной программе ФСК заметно больше, чем новичков. Возглавляет динозаврий список почти что древний грек Бен Паттерсон -- участник легендарного художественного объединения Fluxus, составившего авангардистскую славу Нью-Йорка и обаявшего Европу. Его перформанс будет представлен вечером в субботу, тогда же, когда на сцене «Дома» появится заслуженный деятель японского нойза (шумовой музыки) К.К. Нулл. В пятницу о строгих канонах упрямого европейского радикализма расскажет шведский «Локомотив конкрет» с израильским леваком Дрором Файлером. Уже сегодня вечером патриархальную тему начнут большие мастера американской электроакустики Генри Кайзер (номинант «Грэмми», партнер Зорна, Сакамото, Тейлора, Хенкока) и Джон Освальд, чью музыку с удовольствием играет «Кронос-квартет», но это вовсе не главное его композиторское достижение.

В тот же вечер о классике российско-тувинского импровизационного вокала споет актуальная европейская звезда тувинка Саинхо Намчылак, а местные классические инструментальные мелодии наиграют фриджазмены Влад Макаров и Михаил Юденич. Однако тема легендарности на этом не закроется -- ее подхватят лидеры мировой импровизационной элиты Уильям Паркер и Хамид Дрейк. Так что героям местной креативной музыки Вячеславу Гайворонскому, Владимиру Волкову, фольклористу Сергею Старостину, традиционно принимающему участие в импровизационных проектах (все они будут играть в «Доме» в последний фестивальный воскресный вечер, тогда же, когда будет играть одна из самых высоколобых легенд импровизационной музыки Нед Роттенберг), нужно будет подумать, как выдержать столь серьезную конкуренцию. Впрочем, вряд ли стоит об этом беспокоиться. Патриархи ведь, не дети.

В стилевой чистоте нынешнего ФСК видно внимание к той стороне курехинских художеств, которая была особо утонченной и не самой популярной в местных массах, -- к авангардистскому импровизационному музицированию.

Но вряд ли можно не заметить, что и для Коли Дмитриева эта бескомпромиссная и веселая строгость может стать едва ли не самым адекватным посвящением.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка