|
|
N°69, 21 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компромисс с оговорками
Парламентарии России и Украины разделили границу и объединили экономику
Вчера российская Госдума и украинская Рада с двухчасовым интервалом ратифицировали три стратегически важных соглашения: о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), о сотрудничестве при использовании Азовского моря и Керченского пролива и государственной сухопутной границе между двумя странами.
Законодатели двух стран по-разному реагировали на предложенные к ратификации документы. В российской Госдуме без особых дискуссий проголосовали за соглашение о создании ЕЭП, подписанное президентами России, Украины, Белоруссии и Казахстана в Ялте в 2003 году. В украинской Раде именно по этому вопросу разгорелись жаркие споры. Ратификация соглашения по ЕЭП отвечает интересам Украины, поскольку помогает продвижению украинских товаров на российский рынок, убеждал депутатов Рады премьер Виктор Янукович. «Созданием зоны свободной торговли» и «значительным удешевлением российских энергоносителей» прельщал их министр финансов Николай Азаров. Он сказал, что ЕЭП не помешает приоритетной для Украины «интеграции в евроатлантические структуры» и при этом позволит стране в 2005 году увеличить доходы на 1 млрд долларов.
Однако украинская оппозиция назвала соглашение о создании ЕЭП «изменой национальным интересам» и предложила Генпрокуратуре возбудить уголовное дело против Азарова. В едином наднациональном органе в рамках ЕЭП будет доминировать Россия, тогда как Украина получит от 8 до 10% голосов, полагает один из лидеров оппозиции Юлия Тимошенко. Ожидать снижения цен на российские энергоносители бессмысленно, считает она. В то же время, «открытие границ для более дешевых российских товаров приведет к банкротству украинских предприятий и подхлестнет ежегодный рост безработицы на 25--30%», уверен Юрий Костенко из блока «Наша Украина».
В итоге Рада ратифицировала соглашение о ЕЭП с оговоркой, которую Леонид Кучма сделал при подписании документа. Из нее следует, что Украина примет участие в формировании ЕЭП лишь в границах, которые «отвечают ее конституции». «Конституционная» оговорка Кучмы может стать удобной лазейкой для отказа в реализации «малоприятных» для Украины решений.
В Москве вчера тоже не обошлось без эксцессов. Фракции "Родина" и КПРФ отказались голосовать по ратификации договоров о госгранице и сотрудничестве в Азово-Керченской акватории. Они покинули зал заседаний в знак протеста против попытки Киева ограничить использование русского языка на телевидении. Скептиков не убедил даже глава МИД РФ Сергей Лавров, который выступил перед голосованием в Думе. По его словам, договор об Азово-Керченской акватории «фиксирует принципиально важные для России предложения», закрепляя исторический статус внутренних вод двух государств и препятствуя заходу в Керченский пролив военных судов третьих стран. «Это положение особенно важно с учетом расширения НАТО на Восток», -- подчеркнул глава МИДа. Что касается косы Тузла, то ее судьба «еще будет определяться, никаких границ пока здесь не проводится», но «интересы российских регионов будут учтены», пояснил г-н Лавров. Результат голосования был предопределен -- конституционное большинство дружно проголосовало «за».
Ратификацию соглашений о государственной сухопутной границе и сотрудничестве при использовании Азовского моря и Керченского пролива можно считать взаимным компромиссом двух стран. Благодаря вчерашней ратификации в Думе договора о сухопутных границах, Киев добился их признания Россией по административной линии двух республик бывшего СССР. Это позволит Украине «отделиться» от РФ не только на карте, но и на местности, выполнив соглашения с ЕС относительно прекращения незаконной миграции.
Однако украинская оппозиция считает, что «договор о сотрудничестве при использовании Азовского моря и Керченского пролива ставит под сомнение российско-украинскую границу в Керченском проливе, которая условно проведена по административным границам между республиками бывшего СССР». Об этом заявил нашей газете депутат от блока «Наша Украина» Иван Заец. Ранее фарватер пролива и проход судов контролировала Украина, которая долго отказывалась признать Азовское море и Керченский пролив внутренними водами двух стран. Юлия Тимошенко назвала ратификацию договора об использовании Азово-Керченской акватории «сдачей Керченского пролива» России.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев