|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Траурная процессия
Митингов по поводу невинноубиенных памятников в Москве в воскресенье не случилось. То ли тяжелая жизнь, то ли наступившая внезапно эра оптимизма и веры в удвоение национальных богатств, то ли очевидная тщетность усилий общественности сильно снизили недавно еще довольно мощную активность хранителей московской старины. На экскурсию, посвященную недавно еще бывшим, но бесследно исчезнувшим памятникам, собралось немного народу, большинство -- молодые иностранные журналисты (из Moscow Times, например). Инициатор и руководитель траурной экскурсии Алексей Клименко -- член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы. Двухчасовой маршрут проходил от Страстного бульвара по Тверскому, изувеченными переулками до жуткой дыры на месте «Военторга» и далее к будто разбомбленной Манежной площади. С трогательной гордостью Алексей Клименко поминал-показывал то, что удалось спасти, отстоять. Но трагическая интонация была определяющей.
Надругательство над городом приняло такие массовые формы, что куда ни кинь взгляд -- вправо, влево, по бульвару, улице или переулку, -- всюду обнаружишь здания, уже разрушенные или только предназначенные к слому, и новенькие фасады, то самодовольно и бесстыдно выпирающие из ткани старой Москвы, то прикидывающиеся старыми. Список утрат, открытый уничтожением в годы советской власти Страстного монастыря, в последние годы пополняется катастрофическими темпами. Уничтожение зданий перешагнуло критическую черту, московские бульвары становятся улицей какого-то нового, незнакомого и не слишком обаятельного города. Готовые на все, даже на нарушение законов, за ради подземных гаражей чиновники подписали разрешение на снос памятника федерального значения -- усадьбы XVIII века фаворита Екатерины Римского-Корсакова по Тверскому бульвару (дом был в хорошем состоянии и даже недавно отреставрирован), расширяется под те же будущие гаражи площадка напротив -- снесена усадьба Салтыковых, почти не осталось следов от городской публичной библиотеки имени Некрасова. Расширяется городская дума, снося подвернувшиеся на пути особнячки. На месте недавно стоявшего еще крепкого здания эпохи модерна -- строительная площадка с гордой вывеской страховой группы «Спасские ворота». Идея памятника легко подменяется благолепием свежего фасада. Непонятно только, как вся эта строительная активность соотносится с планами развития туризма в Москве: новостройки вряд ли заставят людей тащиться за тридевять земель, а кошмар: руина Манежа, полуразобранная гостиница «Москва» и вспучившаяся между ними земля подземного комплекса, оплетенные водным каналом со скульптурами Зураба Церетели, -- удовольствие для экстремала, а не респектабельного туриста. По информации Клименко, собираются сносить и знаменитый Дом Жолтовского -- так что на Манежной площади «из старого» останутся, если уцелеют, лишь Кремль да здание Университета.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ