|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что показать вам, москвичи, на прощание
18 апреля в Москве официально отмечали Международный день охраны памятников. Этот день в четвертый раз объявлен Днем культурного наследия Москвы. Инициатор проведения этого мероприятия -- депутат Евгений Бунимович планировал показать столицу ее жителям, представить сокровища, недоступные, скрытые высокими заборами, строгими вахтерами и жесткими предписаниями. По прошествии трех лет выяснилось: праздник удается не совсем. Рассказ о Днях культурного наследия мы выстроили по хронологическому принципу. Первая тема -- начавшаяся в 10.00 концептуальная экскурсия на троллейбусе по Садовому кольцу. Продолжение -- день открытых дверей в памятниках архитектуры и музеях. Кульминация -- «траурная экскурсия» по разрушенной Москве.
День охраны памятников в Москве начался в 10.00 с долгожданной троллейбусной экскурсии по Садовому кольцу. Ею Третьяковская галерея завершает год Кузьмы Петрова-Водкина. Событие подготовили Третьяковская галерея (куратор Елена Зайцева), «Мосгортранс» и конкретно -- троллейбусный парк №4 (директор парка Александр Аскеров), независимое объединение «Москультпрог» (движение за сохранение и изучение Москвы). Все организаторы проекта работали на чистом энтузиазме, жертвуя временем, деньгами и нервами. Стимул -- любовь к Москве, беспокойство за ее будущее. Ровно к десяти утра на остановку у ворот Парка культуры имени Горького прибыл сияющий троллейбус маршрута «Б» с гигантской репродукцией «Купания красного коня» на борту. Журналистский пул погрузили внутрь и «букашка» покатила в сторону Павелецкого вокзала. Экскурсоводом выступил активный участник «Москультпрога» психолог Юрий Ширков. Он провел подряд две экскурсии, объехав Садовое кольцо два раза, в первый раз с журналистами (троллейбус следовал без остановок), второй раз -- с пассажирами-москвичами (в нормальном режиме, со всеми остановками). С 11.00 до 12.00 по всем другим маршрутам «букашки» были включены громкоговорители со сделанной предварительно записью экскурсии Юрия Ширкова.
Первое впечатление от экскурсии: сначала растерянные, а потом восхищенные взгляды москвичей, угрюмо-буднично входящих в троллейбус и благополучно проезжавших свои остановки ради того, чтобы дослушать экскурсию до конца. Второе впечатление от экскурсии: подыгравшая настроению столица. Обычно серые и пыльные фасады Садового стали вдруг приветливыми и умытыми -- наверное, благодаря весне, солнцу и хорошему настроению. Третье и главное впечатление -- замечательно срежиссированный текст экскурсовода. Рассказ не превратился в формальное «посмотрите налево -- посмотрите направо». Героями стала загадочная пластика пространства Садового, где есть свои черные дыры, белые пятна и даже «цепь фантомов»: например, несуществующие магистрали (у Курского вокзала, у МИДа) ради которых сносили целые кварталы и поворачивали дома. Восхищения достойны и изложенные Юрием Ширковым исторические факты жизни Садового. Сегодня на этой магистрали в час пик лучше не ходить без противогаза, а в XIX веке, когда срыли Земляной вал, здесь, на образовавшихся вдруг пустых пространствах, предписывалось разбивать сады (нетрудно догадаться, откуда есть пошло и название магистрали). Топонимика названий Садового тоже прелюбопытна. Например, Плющиха названа в память питейного дома, как и многие другие места этой некогда периферийной территории, где были пограничные ворота, свободная торговая зона и многочисленные кабаки.
Наконец, четвертое, отрицательное, впечатление от поездки -- виденные в окошко «букашки» новостройки, из которых складывается свой «антирейтинг». Вот его лидеры -- четыре самых худших комплекса, изуродовавших Москву в пределах Садового кольца: застройка в районе Долгоруковской улицы, монстры, подступившие к Павелецкому вокзалу со стороны Новокузнецкой и Красных холмов, торговый центр на Сухаревской, здания в районе Новинского бульвара и у подножия высотки на Баррикадной.
|