|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Требуется шестнадцатилетний электорат
Британская демократия нуждается в детских голосах
В Британии абсолютно всерьез обсуждается возможность снижения возрастного избирательного ценза. Сейчас юный подданный Ее Величества имеет право отдать свой голос за любимого кандидата только после 18 лет. Лейбористы и либеральные демократы предлагают снизить этот возраст на два года. Одновременно предлагается уменьшить и минимальный возраст кандидатов в депутаты -- до 18 лет. Если эта реформа преодолеет сопротивление консерваторов, то вскоре старшеклассники в день выборов смогут прийти к урнам и отдать свои голоса за кого-нибудь из своих старших товарищей по детским играм.
Это радикальное предложение не имеет ничего общего с борьбой за права детей. Зато оно, как надеются реформаторы, может спасти одну из старейших демократий Европы. Дело в том, что взрослым жителям Соединенного Королевства в последнее время разонравилось голосовать. Уже несколько лет политики с возрастающим беспокойством отмечают, что избиратели все более и более равнодушны к главной демократической процедуре -- всеобщим прямым и непосредственным выборам. Уже появилось даже расхожее название для этого феномена -- «избирательная апатия». Пока еще, правда, на выборах членов парламента пресловутая 50-процентная явка худо-бедно обеспечивается. Дело обстоит гораздо хуже с выборами местных органов власти: электорат упорно не хочет пользоваться завоеваниями демократии и предпочитает в выходные оставаться дома.
Если бы дело происходило в какой-нибудь иной стране, то, наверное, проблему бы решили быстро и радикально. Например, за счет привлечения административного ресурса. Но Британия -- страна стойких традиций, и в число этих традиций использование подобного ресурса не входит. Приходится терпеливо убеждать избирателя выполнить свой гражданский долг. Например, раз уж электорат не идет к урнам, пытались доставить урны к «местам скопления массового электората». Еще в 1999 году власти хотели провести закон, разрешающий менять место и время проведения местных выборов, -- попросту говоря, размещать участки в супермаркетах или на вокзалах. Чтобы человек мог проголосовать, не отходя от очереди в кассу.
Теперь взялись за воспитание гражданской ответственности. По мнению сторонников идеи «шестнадцатилетних -- к урнам», избирателя с младых ногтей надо приучать к тому, что у него есть право голоса, которое достойный член общества время от времени обязан использовать по назначению. Дескать, чем раньше человек получит право поставить галочку в бюллетене, тем вероятнее это деяние войдет у него в привычку и приобретет ритуальный характер. Кроме того, это исправит существующую в Британии диспропорцию прав. Сейчас в 16 лет британцы уже могут вести себя почти как взрослые: им разрешено платить налоги, заниматься сексом, бросать школу, иметь загранпаспорта, курить, быть членом профсоюза и даже -- если мама и папа не запрещают -- записаться в армию или жениться. Однако голосовать тинейджеры не могут, и это инициаторы избирательной реформы считают несколько несправедливым.
Британская Избирательная комиссия (влиятельная общественная организация, осуществляющая общее наблюдение за процессом выборов) также поддерживает снижение возрастного ценза. Однако большинство нынешних членов парламента и консерваторы выступают против реформы. Их аргументы достаточно понятны. Во-первых, считается, что у тинейджеров только ветер в голове и допускать их до такого серьезного дела, как выборы, не стоит. Многие родители, имеющие детей-подростков, наверняка с этим согласятся. А во-вторых, молодежь в Британии, как и во многих других странах, крайне мало интересуется политикой -- и до 18 лет, и после. Так, на всеобщих выборах 2001 года в категории «до 25 лет» была зафиксирована катастрофически низкая явка -- 39%. И, по мнению критиков реформы, снижение избирательного возраста до 16 лет только увеличит долю апатичного молодежного электората и снизит общую явку.
Владимир ДЗАГУТО