Время новостей
     N°68, 20 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2004
Самолет переезжает
Харьков передал Ан-148 Воронежу
Серийное производство регионального самолета Ан-148, разработанного украинскими авиаконструкторами, будет организовано не в Харькове, как первоначально планировалось, а в Воронеже. Вчера заместитель генерального конструктора Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Антонова Олег Богданов рассказал агентству Интерфакс-АВН, что мощности Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) полностью загружены сборкой других региональных самолетов -- Ан-140 и Ан-74. Поэтому Воронежский авиазавод ВАСО, который с декабря прошлого года готовился к серийному производству Ан-148 параллельно с ХГАПП, решено сделать главной и единственной сборочной площадкой нового самолета.

Как сообщил г-н Богданов, на состоявшемся несколько дней назад совещании было намечено построить первые пять серийных Ан-148 в Воронеже не позднее 2005 года. К концу того же 2005 года планируется завершить испытания Ан-148 и получить на эту машину сертификат типа.

Перенос производства самолета с Украины в Россию помимо чисто технологических соображений продиктован и стремлением «приблизить» Ан-148 к более обширному и платежеспособному рынку. Руководство АНТК им. Антонова рассчитывает, что один только «Аэрофлот» приобретет 40 таких машин. Все страны СНГ, по тем же расчетам, могут в обозримом будущем купить 160--180 Ан-148.

Правда, «Аэрофлот» еще окончательно не решил, чем заменить свой парк устаревших региональных самолетов Ту-134. Вполне возможно, что в конце концов самая крупная авиакомпания России сделает выбор вовсе не в пользу украинского лайнера. В августе 2003 года «Аэрофлот» передал киевским конструкторам ОТЗ на Ан-148 (Общие технические требования -- перечень необходимых производственных и экономических характеристик будущей машины). Компания выразила готовность при соблюдении этих параметров приобрести новый самолет. Однако в декабре того же года генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов заявил, что компания не может ждать, пока разработка Ан-148 завершится. Окулов тогда сказал, что Ан-148 (а также разрабатываемые в России самолеты сходного класса Ту-334 и RRJ) появится на рынке не раньше 2005--2006 года. Гендиректор дал понять, что новый региональный самолет нужен «Аэрофлоту» раньше, и иного выхода, кроме как приобрести его за границей, руководство авиакомпании не видит.

По принятой в современном западном авиастроении практике не только серийное производство, но даже и детальное проектирование новой модели самолета не начинается, пока на нее не собрано некоторое количество предварительных заказов. На Ан-148 заказов пока вообще нет. Но Олег Богданов не видит в этом непреодолимого препятствия. Ссылаясь на опыт выпуска турбовинтового самолета Ан-140, он сказал вчера: «Ан-140, например, также был запущен в серийное производство без твердых заказов, а сейчас он выпускается в России, на Украине и в Иране. Запуск этой программы был осуществлен только на основе проработанных научных расчетов и прогнозов спроса. Мы убеждены, что и Ан-148 будет востребован рынком».

Михаил КУКУШКИН