|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тонкая красная линия
Претенденты на звание оппозиции делят левый фланг
Пока российские демократы в тюрьмах, а также в российских и зарубежных газетах ведут дискуссии о судьбе российского либерализма, на левом фланге политического спектра развернулось активное партстроительство.
Весь вопрос в том, сумеет ли Кремль создать эффективную и управляемую «левую альтернативу» КПРФ (каковой мыслился распавшийся почти сразу же после прохождения в Думу блок «Родина»), сможет ли одряхлевшая КПРФ вернуть себе былой драйв. Наконец, появится ли в стране, где, по ставшему афоризмом выражению Михаила Ходорковского, Путин либеральнее 70 процентов населения, партия, действительно выражающая интересы этого самого «нелиберального большинства».
Некоторое оживление в левую политическую жизнь России внес съезд полузабытой Народной партии. Партия сменила председателя Геннадия Райкова на Геннадия Гудкова и попыталась определиться со своим местом в сегодняшней, казалось бы, беспросветно стабильной политической ситуации. Однако именно у Народной партии есть один маленький козырь -- 17 депутатов-«народников» в составе «Единой России»: их массовый исход, например, в «Родину» мог бы лишить партию власти конституционного большинства в Госдуме. Не туз, конечно, но играть можно.
На эти лакомые 17 мандатов «Родина» посматривает с интересом. Не случайно глава думской фракции «Родина» Дмитрий Рогозин приехал на съезд «народников» и предложил объединяться. Не с целью укрупнения своей фракции и повышения собственного значения -- нет, конечно! Г-н Рогозин твердо вознамерился теснить коммунистов -- стать лидером управляемой левой оппозиции.
Даже во времена своего совсем уж грозного присутствия на политической сцене компартия не знала столько реальных противников, как сегодня. Причем все претенденты на левое поле так или иначе кивают на Кремль, намекая на некий заказ оттуда.
«Народники» -- не исключение. Однако объединяться с «Родиной» они пока не видят резона. Но и не отталкивают ее -- засватанная невеста дороже стоит. А в переводе на язык дипломатии на съезде Народной партии из уст г-на Гудкова это звучало так: «Пока нечего объединять, мы только начали реформировать свою структуру, а создавать что-то единое нужно после того, как партия встанет на ноги. Так что пока будем сотрудничать с «Родиной» в Думе».
Некоторое брожение в стане Народной партии усилилось в связи с отсутствием на съезде телекамер первого и второго каналов, что по нынешним временам стало явным признаком отношения властей. В кулуарах депутаты горячились и сами почти верили, что если и дальше так пойдет, они выйдут из «Единой России» и войдут в «Родину». Не из мстительности, а чтобы уже совместными усилиями «заломать» зюгановскую компартию.
На место «главного левого» нацелился и бывший сопредседатель блока «Родина» Сергей Глазьев с верными ему сторонниками из расколовшейся Социалистической единой партии России и народно-патриотическим союзом «Родина» -- съезд этого союза намечен на 24 апреля. Строит свою коалицию «Патриоты России» и Геннадий Семигин, не оставивший намерений приватизировать КПРФ. По сведениям источников в компартии, он пытается подкупить региональные отделения, чтобы на съезде КПРФ 3 июля захватить председательский пост.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, не видит особых перспектив у всех претендентов на левый фланг -- по одной простой причине: «Я думаю, что и Семигин, и проект «Народная партия» сейчас далеки от Кремля. Я не исключаю, что Народная партия была близка к одному из крыльев в окружении президента на прошлых выборах, а с Семигиным у Кремля были некие контакты. Но абсолютно не убежден, что там были поставлены какие-то конкретные технологические задачи. Такие задачи были поставлены перед блоком «Родина», и они остаются сегодня. Вообще Кремлю нужна реструктуризация политики в отношении левых, поиск новых игроков».
Тем не менее старые игроки тоже не зевают. КПРФ намерена прийти к июльскому съезду с новой переосмысленной и осовремененной концепцией. Кроме того, руководство внимательно следит за отбором делегатов на съезд. Сам лидер коммунистов Геннадий Зюганов вполне допускает свою отставку и уже называет имена возможных преемников. Среди них заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников.
Приведет ли толчея на левом фланге к его окончательной ликвидации, как это случилось справа, или он сумеет удержать хотя бы нынешний электорат? Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий, полагает, что коммунисты скорей всего исторгнут из себя Семигина и будут тихо увядать дальше. «Не получится глобального обновления, но не получится и мгновенного распада. Коммунисты и Глазьев -- это фигуры более или менее настоящие и независимые: коммунисты изначально, Глазьев -- после того, как поссорился с Кремлем. Все остальное -- это «зубатовщина», попытки власти создать подконтрольных левых. Народная партия уже встроена в «Единую Россию» и ради «Родины» вряд ли ее покинет. Понятно, что депутаты могут перейти только по указанию свыше. Такое указание маловероятно, потому что есть святая цифра 300 -- конституционное большинство, от которого «Единая Россия» вряд ли откажется».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА