|
|
N°68, 20 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анализируя зачистку
В суде по делу спецназовцев ГРУ выступил украинский разведчик
В Ростове-на-Дону вчера возобновился процесс по делу капитана спецназа ГРУ Эдуарда Ульмана и его сослуживцев, которые 11 января 2002 года расстреляли шестерых мирных жителей Чечни. По просьбе защитников обвиняемых в суд из Москвы в качестве эксперта был вызван преподаватель кафедры разведки иностранных армий Общевойсковой академии полковник Игорь Дуброва. Адвокаты спецназовцев считают, что случившаяся трагедия во многом была спровоцирована тем, что разведгруппу капитана Ульмана заставили выполнять несвойственную для спецназовцев роль блокпоста.
Группа Эдуарда Ульмана участвовала в спецоперации по поимке полевого командира Хаттаба, который, по оперативным данным, скрывался в Шатойском районе Чечни. Разведчики располагали сведениями, что Хаттаб вместе с 15 боевиками передвигается на автомобилях «УАЗ». Группе Ульмана было приказано блокировать дорогу в районе селения Дай и досматривать весь проезжающий по ней транспорт.
По версии обвиняемых, появившийся в зоне их ответственности "уазик" с шестью чеченцами, среди которых был и директор местной школы Саид Аслаханов, не подчинился требованию остановиться, и разведчики открыли по автомобилю огонь. В результате Аслаханов был убит, еще несколько пассажиров ранены. Когда спецназовцы убедились, что в машине нет боевиков, они принялись оказывать первую помощь раненым. Тем временем Эдуард Ульман запросил по рации дальнейших распоряжений у своего непосредственного начальника майора Алексея Перелевского. Майор Перелевский приказал место происшествия "зачистить", после чего спецназовцы добили остальных пассажиров "уазика".
Игорь Дуброва вчера давал суду пояснения по поводу организационно-тактических вопросов боевого применения спецназа и с этих позиций анализировал действия группы капитана Ульмана. Правда, происходило это уже в режиме закрытого судебного заседания, поскольку показания полковника Дубровы могли содержать военную тайну. Последнее, что слышали удаляемые из зала журналисты, это как Игорь Дуброва отказывается от услуг переводчика: судья Александр Каргин, выяснив, что преподаватель московской академии является украинцем, предложил ему, в соответствии с действующими процессуальными нормами, возможность общаться на украинском языке.
Помимо допроса преподавателя адвокаты обвиняемых вчера еще до появления в зале присяжных заседателей попытались исключить из материалов уголовного дела протокол допроса одного из подсудимых, прапорщика Владимира Воеводина, где он признал, что Эдуард Ульман и его сослуживцы вместе вырабатывали общую версию происшедшего в районе селения Дай после того, как узнали о возбужденном против них уголовном деле. Адвокаты напирали на то, что протокол этого допроса составлялся с видеозаписи и позже предписанных законом сроков. В то же время оглашение этого протокола может негативно настроить присяжных против обвиняемых, хотя сами сведения не имеют отношения к существу вопросов, на которые должны ответить присяжные заседатели при вынесении своего вердикта. Однако судья ходатайство защитников спецназовцев оставил без удовлетворения. В ближайшие дни на процессе должны быть допрошены сами обвиняемые: капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону