|
|
N°67, 19 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переставший быть Богом
Александр Сокуров начинает съемки фильма об императоре Хирохито
Александр Сокуров 26 апреля приступает к съемкам нового фильма -- третьего из задуманной тетралогии о власти; об этом он сообщил на пресс-конференции, что прошла на радиостанции «Эхо Москвы». После Гитлера из «Молоха», Ленина из «Тельца» зрителем предстоит познакомиться с фигурой куда менее известной. Героем фильма «Солнце» станет японский император Хирохито, правивший в Японии с 1926 по 1989 год и принявший условия капитуляции Японии в 1945 году. Сокуров так объясняет свой интерес к этому человеку: в отличие от предыдущих персонажей он «единственный, кто был подготовлен к власти и имел прямое, очень четкое представление, что это такое. Также имел очень четкие представления о моральной и прочей ответственности за это, что усугубило его положение, его состояние. Это по-настоящему значимая и знаковая фигура в мировой истории».
Фильм снимается в основном на российские деньги. В павильонах «Ленфильма» будут воссозданы императорские покои 1945 года, а бомбежку Токио американцами снимут под Петербургом. Только в сентябре съемочная группа на короткое время выедет в Токио ради массовых сцен. Оператором будет сам Сокуров и Анатолий Родионов. Сценарий написан Юрием Арабовым, но Сокуров сказал, что за время съемок литературный текст будет, как обычно, сильно изменен. Актерский состав уже сформирован, есть и актер на главную роль, это не Леонид Мозговой, а настоящий японец, который помимо владения приемами традиционного японского актерского искусства знаком с системой Станиславского. Фамилии его Сокуров пока не назвал, но сказал, что согласие на участие в фильме дали «очень уважаемые, очень значительные, большие актеры японские, очень известные в Японии люди». В роли американского генерала Дугласа Маккартура, уговорившего императора впервые в жизни выступить по радио и заявить о том, что он слагает с себя "божественные полномочия", будет сниматься американский актер. Действие в фильме будет идти на английском и японском языках, продолжая традицию «Молоха», который был снят по-немецки.
Большое значение в картине Сокуров придает точному воспроизведению быта, особенностей культуры: «Потому что по нашей картинке, по нашему изображению, которое мы создадим в этой картине, впервые в мире, впервые в истории, и в кинематографической жизни эта часть жизни человечества будет понятна и будет увидена людьми». В Японии, как оказалось, от старых вещей принято очень быстро избавляться, исторических предметов сохранилось очень мало, так что художниками картины произведена гигантская работа по воссозданию интерьера, удивившая даже японских консультантов.
Глеб МЫШКИН