|
|
N°67, 19 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ООН вступилась за русских в Туркмении
Москва своих защитников не поддержала, но мешать им не стала
Комиссия ООН по правам человека (КПЧ) на своей 60-й сессии в Женеве приняла жесткую, выдержанную в ультимативном тоне, резолюцию по Туркмении. «За» проголосовали 25 государств, «против» -- 11, 17 воздержались.
В документе, подготовленном странами Евросоюза и США, выражается озабоченность «дискриминацией русского, узбекского и других нацменьшинств в сфере образования и трудоустройства», «репрессивной политикой» туркменских властей по отношению к «оппозиционной политической активности», «произвольными арестами, лишением свободы, наблюдением за людьми», ограничением свободы на получение информации и самовыражения.
Отдельный параграф документа посвящен отказу правительства Туркмении ответить на критику ОБСЕ в отношении процедур расследования, суда и содержания под стражей лиц, названных виновными в «объявленной попытке покушения на жизнь президента Ниязова в ноябре 2002 года». Комиссия ООН потребовала от Ашхабада «незамедлительно предоставить доступ представителям Красного Креста, а также адвокатам и родственникам к заключенным, в особенности к тем, кто осужден после событий 25 ноября 2002 года», а также «незамедлительно и безоговорочно освободить всех узников совести». Кроме того, КПЧ категорично настаивает на снятии ограничений на деятельность в Туркмении неправительственных общественных организаций, правозащитников и активистов гражданского общества.
Это кажется удивительным, но складывается впечатление, что сами туркменские власти стремились обеспечить принятие «антитуркменской» резолюции. Не вполне ясно, чиновничьим недомыслием либо «сыновней» ненавистью к «отцу всех туркмен» объясняется подобный государственный мазохизм, но факт остается фактом: за несколько дней до заседания Комиссии ООН в Женеве министерство справедливости (так теперь в стране Туркменбаши называется минюст), возглавляемое Таганом Гочиевым, закрыло старейшую в республике неправительственную организацию -- Catena. Эта организация, действующая с 1995 года, участвовала во многих программах ООН, сотрудничала со Всемирным фондом дикой природы, работала над сохранением экологии Каспия... Сообщение о закрытии Catena было распространено в Женеве накануне заседания КПЧ и не могло не сказаться на результатах ее работы.
Эта уже вторая резолюция комиссии, осуждающая Туркмению за нарушения прав человека. Первая была принята ровно год назад. А в ноябре прошлого года подобный документ одобрила и Генассамблея ООН в Нью-Йорке.
В отличие от «прошлогодней Женевы», когда представитель России голосовал против «антитуркменской» резолюции, Москва ныне решила воздержаться при голосовании. Из стран СНГ так же голосовала Армения. Среди тех 11 государств, кто оказался на стороне Ашхабада, была Украина. Позиция вполне объяснимая: Киев с прошлого года надеется на заключение с Ашхабадом стратегического 25-летнего соглашения на закупку туркменского газа. Леонид Кучма ждет не дождется, когда Туркменбаши наконец позовет его для этого к себе в гости. Но туркменский вождь уже трижды, с осени прошлого года, находил предлоги, чтобы отодвинуть приезд украинского стратегического покупателя, очередная дата визита г-на Кучмы передвинута на май сего года.
По сведениям газеты «Время новостей», Туркменбаши ждет, что украинский президент, прежде чем приехать в Ашхабад, сам договорится с Москвой о гарантиях транзита газа через российскую территорию. Ниязов не хочет пускаться в переговоры с Кремлем о транзите, опасаясь нового осложнения отношений. Но проблема в том, что у Леонида Кучмы, ставшего теперь «хромой уткой» (так называют президента, не имеющего шансов на переизбрание), нынче масса других проблем...
Аркадий ДУБНОВ