|
|
N°67, 19 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воспитание робеспьеров
Одного из вождей Великой французской революции 1789 года -- Максимильена Мари Изидора де Робеспьера -- прозвали Неподкупным. Этот замечательный мужчина без вредных привычек, правда, рубил головы налево-направо, зато совершенно не брал взяток.
В России стартовала кампания по воспитанию современных "робеспьеров" среди 350-тысячного отряда федеральных чиновников. Их в очередной раз хотят отучить брать взятки, не давая, однако, взамен права рубить головы. Федеральным чиновникам -- правда, не всем, а примерно 35--40 тысячам (окончательная цифра зависит от реальных размеров сокращения аппарата) -- президент своим указом кардинально повысил заработную плату.
Логика проста: чиновник на приличной должности должен получать за свой труд приличные деньги, чтобы не совершать неприличных поступков ради элементарного пропитания, не говоря уже о "красивой жизни".
Что же такое "приличные деньги" для российского чиновника? Президент как главный российский чиновник будет получать чуть больше 5 тыс. долл. в месяц. Действительно, хороший оклад даже по меркам вполне зажиточных стран. Но, например, руководитель федеральной службы или агентства (а среди таких -- пруд пруди отставленных министров кабинета Касьянова) сможет рассчитывать менее чем на 1200 долл. в месяц. Начальник отдела министерства -- на 400. Заместителю начальника отдела и вовсе достанется менее 350 долл. в месяц.
А теперь представьте заместителя начальника отдела министерства (напомним, полномочия министерств в правительстве Фрадкова стали неизмеримо шире), который "сидит" на своих 350 долл. в месяц. И при этом обладает правом "решать вопросы". Или хотя бы способен помочь "решить вопрос", похлопотав за просителя у вышестоящего начальника. Не взять денег от человека, нуждающегося в "решении вопроса", при таком окладе может только истинный робеспьер.
Следовательно, даже это радикальное, в 4--5 раз, повышение чиновничьих зарплат оставляет целый пласт чиновников, которые по-прежнему будут получать по столичным меркам гроши -- значит, никакой антикоррупционной мотивации в их головах не возникнет.
Поражает и застенчивость, прямо-таки девичья стыдливость, с которой власть повышает себе зарплату. Президентский указ был окутан густым налетом административной тайны, хотя по идее напротив должен был бы широко пропагандироваться. Потому что это правильный указ. Пусть недостаточное, но необходимое условие преодоления коррупции в госаппарате.
Чиновники -- наемные топ-менеджеры государства. И государство как корпорация, которая должна быть эффективной, а также лично президент как главный менеджер этой корпорации имеют полное право устанавливать людям, управляющим страной, достойное материальное вознаграждение. Чтобы потом задать министру Сидорову и начальнику отдела министерства Петрову вопрос: что ж вы, гады, воруете и берете мзду, когда вам платят такие деньги.
Так что чиновникам повысили зарплату еще недостаточно. Другое дело, что для победы над коррупцией гораздо важнее создать такое законодательное пространство, которое не оставляло бы или почти не оставляло чиновникам возможности "решать вопросы". Чем более прозрачна и детально прописана в законах процедура открытия и проверки хозяйственной деятельности предприятия, уплаты налогов, купли-продажи собственности, тем меньше оснований для взяток.
И еще одна принципиальная вещь. Чиновники в России чувствовали и чувствуют себя временщиками -- а потому используют время до снятия с хлебной должности как возможность обеспечить детей, внуков, правнуков. То есть пытаются воровать много и быстро. Вполне разумно было бы заключать с чиновниками контракты с возможностью продления. Пусть лучше госслужащие ощущают себя обычными наемными менеджерами, чем голодной стаей, которой повезло ненадолго оказаться возле государственной кормушки.
Семен Новопрудский