|
|
N°66, 16 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переход на наличность
Алексей Кудрин вступил в межбюджетные отношения с Михаилом Фрадковым
Как любил говорить один из политтехнологов Белого Дома( не подумайте чего плохого -- в США): «Наконец-то они начали понимать!». Вот и в другом, но тоже Белом доме на Краснопресненской набережной наступает момент истины. Чиновничий народ прозревает от административной реформы. Премьер Михаил Фрадков не так давно сказал, что, проводя столь масштабные преобразования в деле строительства исполнительной власти, невозможно было избежать неких издержек. Исправлять эти издержки с ходу он, правда, не торопится. Хотя изъятия из общей схемы управления вполне может сделать.
Вчера г-н Фрадков заявил, что в аппарате правительства будет действовать департамент межбюджетных отношений. Стоит ли именно это желание премьера считать изъятием из однообразия козаковской схемы устройства правительства, сказать трудно. Но то, что министр финансов Алексей Кудрин публично сказал этой идее «нет», говорит о том, что в стане единомышленников, администраторов-реформаторов назрел еще один серьезный конфликт (первый, как известно, касался количества заместителей министров).
Министр финансов постарался объяснить премьеру избыточность такого департамента тем, что в министерствах без всяких отдельных департаментов работают над межбюджетными отношениями. «Только в Минфине этим занимается полторы сотни человек, а ответственность все равно лежит на министрах», -- заметил г-н Кудрин. Но г-н Фрадков ответил, как знатный администратор и опытный аппаратчик: «Такой департамент необходимо иметь, пока мы не убедимся, что министерства справляются с этой работой». И добавил: «Пока результатов работы по межбюджетным отношениям не видно». Чем поставил под сомнение основу основ проводимой административной реформы, которая априори утверждала компетентность и правоту министерств по всем текущим вопросам экономической жизни.
Получив довольно неожиданный аппаратный поворот от премьерских ворот, г-н Кудрин, известный своей близостью к президенту, спорить дальше не стал. Видимо, решил прояснить идею на более на высоком уровне.
Вместо споров министр финансов решил усилить и без того высокую отдачу от реформы бюджетной системы. Если вчера г-н Кудрин считал, что принятая правительством концепция реформирования бюджетного процесса через три года даст прибавку на каждый рубль 10--20%, то сегодня она у него еще подросла. Глава Минфина стал оценивать бюджетную эффективность после признания идей его министерства коллегами уже в 20--30%. Говоря про наступление вожделенной эпохи результата, главный финансист страны не смог удержаться от афоризма и на сей раз. По г-ну Кудрину, новым в управлении финансами отныне будет принцип: «Не расходы ради расходов, а расходы ради результата». Что же касается техники, то жить по результатам мы начнем лишь в 2006--2007 годах.
На вчерашнем заседании произошло еще одно знаковое событие. Премьер Фрадков сделал заседания кабинета доступными для прессы. Такого не было со времен премьерства Виктора Черномырдина. А попытки журналистов возмутиться закрытостью правительственных дискуссий обычно отвергались служителями информационного культа Белого дома по двум статьям. Во-первых, министры, зная, что их слушают, не будут раскованны в работе. Во-вторых, где это вы видели, чтобы заседания правительства были доступны прессе? И мы обычно отвечали, видели -- в Италии, например. Считалось, что мы умничаем. Однако теперь мы не умничаем. И министры будут чувствовать себя раскованно, потому умничать будут другие -- причем еще до заседаний кабинета министров.
Вера КУЗНЕЦОВА