|
|
N°65, 15 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФСФР не желает делиться полномочиями
Олегу Вьюгину не нравятся «шуры-муры» ПАРТАД
На состоявшемся вчера в Госдуме заседании совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) члены сообщества поделились своим видением вопросов функционирования рынка ценных бумаг с присутствовавшим руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам Олегом Вьюгиным. В качестве основных проблем члены профессионального сообщества обозначили лицензирование участников фондового рынка, взаимоотношения между саморегулируемыми организациями и государственным регулятором, а также защиту прав собственников бездокументарных ценных бумаг. Выслушав предложения членов ассоциации, слово взял руководитель ФСФР, заметивший, что он «рад присутствовать на собрании организации, которая выжила, несмотря на регулирование». Однако из его уст в основном звучала критика предложений ПАРТАД.
Члены ПАРТАД сформулировали на заседании несколько основных предложений. Прежде всего они предложили передать функции аннулирования лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг из ведения федерального регулирующего органа на рассмотрение судов. Однако г-н Вьюгин заявил: «Судебная реформа уже завершена. Этим все сказано. Судам нельзя передавать контрольно-надзорные функции. Они должны разрешать споры. В этой области вполне применим опыт банковского надзора. Можно, конечно, опротестовать решение в суде, выиграть или проиграть».
Кроме этого, по мнению фондового сообщества, следует изменить критерии, с учетом которых эти лицензии сейчас выдаются, в частности убрать норму о размерах собственного капитала, в основание которой положена спорная система расчета (на практике этот капитал трудно реализовать и возместить из него ущерб клиентам профучастника). Альтернативой собственным средствам может стать их 50-процентное замещение страховым покрытием или средствами специальных компенсационных фондов. Такие фонды могут быть созданы членами саморегулируемых организаций (СРО). Принимая на себя материальную ответственность, СРО вправе, по мнению ПАРТАД, претендовать на некоторые полномочия, сейчас принадлежащие государственному регулятору, например, они могли бы заниматься сбором и обработкой отчетов своих членов, аттестацией специалистов на рынке ценных бумаг, а также лицензированием его профессиональных участников.
Председатель совета директоров ПАРТАД и глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский сказал, что не обязательно ставить получение лицензии той или иной организацией в зависимость от ее членства в СРО. Надзор и регулирование со стороны таких организаций будут менее обременительными, чем со стороны федерального органа, поскольку СРО создадут механизмы материальной компенсации. Государственный регулятор же оставит за собой лицензирование тех, кто не желает вступать в профессиональные ассоциации.
Олег Вьюгин в свою очередь отметил, что «саморегулируемые организации не могут заменить регулятор, так же как последний не может обойтись без них». «СРО способна устанавливать обычаи делового оборота лучше, чем регулятор, поскольку ФСФР не работает на рынке и не понимает его реалий, -- заявил он. -- Эти обычаи можно трансформировать в нормы через правоустанавливающий орган. Но этот орган не может передавать много функций СРО, поскольку он регулирует, а регулирование -- это ограничение».
Относительной проблемой защиты прав собственников акций российских эмитентов является, по мнению г-на Плескачевского, тот факт, что эти бумаги существуют только в виде электронной записи. В отличие от рынков западных стран, где бумажная форма в силу древности этих рынков стала традицией, молодой российский рынок перешагнул «вещную стадию» и оперирует виртуальными акциями. Несовершенство же закона «О рынке ценных бумаг», в частности статей 7 и 8, регулирующих деятельность депозитариев и регистраторов, приводит к появлению двойных реестров. Глава ПАРТАД предложил внести поправки в эти статьи, которые вводили бы понятие обязательного договора между эмитентом и реестродержателем, детализирующего -- во избежание конфликтов -- отношения между контрагентами.
В целом же, по словам г-на Плескачевского, закон «О рынке ценных бумаг» устарел и к тому же в некоторых своих положениях противоречит Гражданскому кодексу. Пора вносить в него поправки. Олег Вьюгин возразил и на это: изменение статей закона не решит проблемы, а будет «только латанием дыр», полагает он. Проблему двойных реестров решит, по его мнению, только создание единого центрального депозитария -- «мегадепозитария». «Иначе мы пойдем по пути ФКЦБ, которая лечила, но ее лекарства вызывали новые болезни, -- сказал он. -- Я уже инициировал конкретную работу по этому вопросу. Мы должны создать благоприятную законодательную среду для инвестиций в такой проект. Деньги для этого на рынке есть».
Завершая дискуссию с г-ном Вьюгиным, г-н Плескачевский выразился эмоционально: «Я делаю вам вызов. Не подбирайте экспертов на улице. Ни немцы, ни американцы вам не помогут. Они не сталкивались с такими проблемами, с какими сталкиваемся мы. Ваш проект центрального депозитария мы разобрали по косточкам. Это не центральный депозитарий, а центр хранения. Если поднять планку требований, то в России не останется ни одного депозитария. И так объективно их всего три». На что г-н Вьюгин ответил: «Насчет немецких экспертов ничего не знаю, зря вы заподозрили. И в мыслях не было». После этого он, сославшись на занятость, покинул зал заседаний, за пределами которого сообщил журналистам, что в ФСФР уже поступили заявки на лицензирование по новым, не входившим в обязанности ФКЦБ направлениям. «Первые поступили дня два-три назад. На их рассмотрение законодательством отведено 30 дней», -- отметил он.
Впрочем, на продолжившемся заседании ПАРТАД г-н Плескачевский, показывая на видневшийся в окне Кремль, сказал: «Мы ждем, что выйдет оттуда. Появится указ (о ФСФР. -- Ред.), мы поймем, какие поправки к закону нужно готовить. По мере подготовки указа правоустанавливающие функции сжимаются, как шагреневая кожа. Олег Вячеславович уже встречался с НАУФОР, теперь -- с нами. Он открыт для диалога. А все эти шуры-муры мы устраиваем, чтобы войти в диалоговый режим. Ему надо помочь. Центральный депозитарий -- плохая идея для старта». По словам главы ПАРТАД, у него подготовлена целая таблица, в которой полномочия почившей ФКЦБ уже расписаны: некоторые должны быть прописаны на уровне закона, некоторые -- отойти правительству, саморегулируемым организациям, остаток -- ФСФР. Правда, таблица эта пока не востребована.
Игорь ПОЛИЩУК