|
|
N°65, 15 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Японская неопределенность
Стремление Токио к самостоятельности споткнулось об иракский кризис
Уже неделю Япония переживает за трех своих граждан, захваченных 8 апреля в Ираке боевиками из неизвестной ранее группировки. В ответ на требование захватчиков убрать из страны в трехдневный срок японский контингент под угрозой казни заложников премьер Дзюнъитиро Коидзуми немедленно заявил, что «угрозы не заставят Японию вывести свои войска из Ирака». Премьер обратился за помощью к США. Америка, для которой крайне важно присутствие в Ираке коалиционных сил, пообещала приложить все силы для освобождения заложников.
После захвата заложников цены акций на Токийской бирже резко пошли вниз, индекс Nikkei упал, а американский доллар вырос по отношению к иене. Возникли опасения, что это может привести к падению котировок японских компаний во всем мире. Однако правящая коалиция Либерально-демократической партии и партии «Новая Комэйто» поддержала правительство и выступила против вывода войск из Ирака. Оппозиционная Демократическая партия заявила, что освобождение заложников и вывод войск -- это две разные проблемы. К немедленному возвращению военных призвали лишь Коммунистическая и Социал-демократическая партии.
Известия об освобождении заложников не подтвердились. В ежечасных телесообщениях говорится, что «правительство продолжает собирать информацию». Тем временем родственники заложников приехали в Токио просить правительство вывести японские войска из Ирака. С ними встретилась министр иностранных дел Иорико Кавагути. Премьер Коидзуми на встречу не согласился.
Японское руководство надеялось на скорое разрешение инцидента. Министр финансов Садакадзу Танигаки и директор управления национальной обороны Сигэру Исиба подтвердили, что их страна продолжит помогать Ираку. В прошлом году Япония сообщила, что готова перечислить на восстановление Ирака в течение 2004--2007 годов около 5 млрд долл., и обещала сократить иракский долг. В столицу Иордании Амман вылетел японский отряд спецназа, чтобы попытаться освободить заложников. Японский спецназ покидает пределы страны уже в седьмой раз. В 1999 году спецназовцы искали четырех японских инженеров, похищенных в Киргизии, но применять силу им практически не приходилось.
Опросы показали, что общество разделилось практически поровну: за вывод войск выступает 45,2, против -- 43,5%. 36% уверены, что Коидзуми должен уйти в отставку, если заложники погибнут. Любой исход для руководства Японии сейчас лучше, чем необходимость реагировать на неуклонно растущее число участников антивоенных демонстраций и подписей под требованием вывести войска. Если развязка, пусть даже трагическая, наступит достаточно скоро, премьер вряд ли уйдет в отставку. Все же число его сторонников (53%) больше, чем число недовольных политикой его кабинета (34%).
При этом необходимо учитывать, что все послевоенные годы Япония стремилась восстановить свою государственную полноценность. Сперва миру явилось японское экономическое чудо. Затем пришло время определения границ страны -- и США вернули Окинаву. Заодно были предъявлены территориальные претензии России, Южной Корее и Китаю. Потом наступил черед государственной символики и возвращения к древним традициям. Японские премьеры стали совершать поклонения в храме Ясукуни, где покоятся души солдат, отдавших жизни за императора, в том числе и казненных военных преступников.
Правящие круги Японии все громче говорили, что надо «соответствовать новому времени и сложившейся ситуации», быть готовыми к возможному нападению Северной Кореи, активнее содействовать установлению мира на планете. А для этого нужна армия, готовая воевать. Но в японской конституции зафиксирован отказ от содержания своей армии и ведения войны. Дискуссии, газетные публикации, призывы патриотов, а главное, молчаливое согласие США привели к тому, что в последнее десятилетие Япония, не касаясь пока конституции, начала для конкретных нужд создавать определенный комплекс законов.
В итоге Япония отправила в Ирак 550 военных из Сил самообороны с гуманитарной миссией. Их задача -- восстановление дорог и административных зданий, создание водоочистных сооружений. Вопрос применения японцами оружия так и не решили -- сошлись на том, что в крайнем случае японцев прикроют голландцы из соседнего лагеря. Но в Ираке Япония быстро столкнулась с жестокими реалиями, от которых она отвыкла за 60 послевоенных лет.
Теперь вопрос в том, каким образом японское руководство осмыслит свой первый выход на мировую арену в качестве действительно самостоятельной страны. Японию, мощнейшую экономическую державу и страну с богатейшей культурой, все еще нельзя назвать политически независимой. Она следует в фарватере политики США и выступает как форпост Америки на Дальнем Востоке. Япония попыталась выйти в окружающий мир, обложив себя подушками и предусмотрев, казалось, все меры безопасности. Но сегодня самостоятельность означает готовность к терактам, к захвату заложников, к гибели невинных людей.
Андрей ФЕСЮН, корреспондент РИА «Новости», Токио, -- для газеты «Время новостей»