|
|
N°120, 07 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С проездным -- в банкомат
STB Card и московское метро выпустили продукт, объединяющий проездной и платежную карту.
Система STB Card -- любимое детище Александра Смоленского, который вырастил ее до статуса одной из крупнейших национальных платежных систем России, -- закрепляет свою монополию на столичную подземку. Вслед за оснащением большинства станций банкоматами она запустила совместный с метрополитеном проект по выпуску универсальной карты студента. Для начала в сентябре 20 тысяч УКС (так сокращенно называется пластиковая карта с чипом и магнитной полосой, совмещающая платежную и транспортную функции) планируется выдать студентам-первокурсникам более 30 вузов города, которые уже получают стипендию по картам «Первого ОВК».
«Студенческой» программе STB уже 7 лет, и сейчас, по оценкам специалистов системы, она крупнейшая среди аналогичных проектов -- по ней работают около 180 учреждений высшей школы страны. Выпуск карт, рассчитанных на преподавателей и студентов государственных вузов, начинал еще банк «Столичный». Позже эстафету подхватил СБС-Агро, однако в сентябре 1998 года столичные вузы прекратили выплачивать стипендию по картам. Как сообщил председатель правления процессинговой компании «СТБ-Карт» Владислав Першин, в апреле 1999 года «процесс возобновился -- вернулись все университеты, которые обслуживались по «студенческой» программе до кризиса, и пришло еще 12 новых». Нынешний проект -- продолжение этой программы, к которой в Москве решил подключиться метрополитен.
Первые УКС вчера были вручены двум студентам МИРЭА и МИТХТа, которые без запинки тут же выдали, чем им нравится новая карта. По их мнению, главные ее достоинства -- возможность оплаты услуг в Интернете и то, что распределение стипендий берет на себя банк (оба студента оказались старостами). Правда, выступавшие тут же официальные представители метрополитена, STB и ректор одного из столичных вузов делали упор на прелести совмещения различных функций. Оно и понятно: «подземка» и платежная система экономят на выпуске карт. А институты и их студенты, участвующие в проекте, получают доступ к банковским продуктам и кредитам «Первого ОВК», эмитирующего эти карты (в дальнейшем участником программы может стать любой член STB), страховым и туристическим услугам. Причем, как утверждается, на льготных условиях.
Как заметил глава МЭИ Евгений Аметистов, у новой карты большое будущее: «Я мечтаю поставить в институте турникеты, чтобы эта карта служила также пропуском. Думаю, на нее можно поставить индекс МЭИ и сделать аналогом студенческого билета». Начальник службы сбора доходов Московского метрополитена Владимир Жучков его поддержал и сообщил, что его ведомство в прошлом году в экспериментальном порядке уже выпускало для МИИТа подобные карты, а в этом их получат все первокурсники института. «Надеюсь, что многие вузы пойдут по этому пути», -- сказал он.
Представители STB не стали комментировать это предложение, поскольку, видимо, не готовы пока финансировать дальнейшую модернизацию УКС. Дело в том, что расходы по «транспортной составляющей» карты берет на себя метрополитен, все остальное -- платежная система и ее банки-участники, которые будут работать в этом проекте. Выпуск карт и установка в институтах терминалов и банкоматов, принимающих УКС, вузам не стоит ни копейки. По словам г-на Першина, «студенческая» программа глубоко убыточна (дотации ежегодно составляют около 1 млн в год, а оборот по картам -- около 10 млн руб. в месяц). И пока она может рассматриваться лишь как долгосрочные инвестиции в расчете на то, что «бедные» студенты, став высококлассными и обеспеченными специалистами, останутся верны потратившимся на них когда-то банку и системе.
Светлана ПЕТРОВА