|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главное -- жалостливо
Сергей Бодров-младший снял свой первый фильм
Девочке 14 лет, и она отлично стреляет. У нее есть легкомысленная мама, отчим-бандит и восьмилетняя сводная сестра, которую она терпеть не может. Но когда за ребенком залоговой стоимостью в два миллиона долларов начинают охоту враги ее отца, старшая сестра вынуждена девочку защищать. Дети убегают, бандиты догоняют, ищут родители, ищет милиция, родственники отказываются принять, на приятелей нельзя положиться, рассчитывать можно только на себя и случайных знакомых -- например, на попрошаек, помогающих из суровой уличной солидарности. В итоге у сестер рождается дружба и общая мечта уехать в Индию и танцевать танец живота. На деле старшая остается дома с бабушкой, а младшая вместе с мамой и папой, перестрелявшим всех врагов и отвоевавшим общак, отправляется в Швейцарию, где их ждут новый домик и покой.
Фильм незатейлив и непритязателен. Обычное кино класса «В», которое можно посмотреть с удовольствием и благополучно забыть. Но если бы у нас было такое кино класса «В»...
Среди большинства других отечественных фильмов, снятых без расчета на высокое искусство, но с целью понравиться зрителям, дебют Сергея Бодрова «Сестры» возвышается, подобно Монблану. Прежде всего потому, что его делала очень профессиональная команда, позволившая режиссеру-дебютанту избежать серьезных ошибок и на всех стадиях производства, от кастинга до монтажа и озвучания, делать все чисто и грамотно. И для режиссеров со стажем сегодня это большая редкость. Замечательно, что эти профессиональные кадры воспитаны независимой киностудией СТВ, не получившей, кстати, на этот фильм никакой господдержки. Члены экспертного совета, посмотрев материал, решили, что стрелять и драться на российском экране уже хватит, и государственные деньги теперь должны идти на более оптимистичные и духоподъемные проекты. И государство поддержало другой дебют на СТВ -- фильм Александра Котта про пятидесятые годы, любовь и автомобили.
Что же касается Сергея Бодрова, то ему пришлось рассчитывать только на свой звездный имидж. И даже сыграть в собственном фильме одну из ролей, на которую лучшего исполнителя не нашлось. И не мудрено. Сергей Бодров (или Данила Багров) собственной персоной выходит из джипа и одаряет героиню такой лучезарной и победительной улыбкой, что и эта девочка, и тысячи ее сверстниц в кинозалах покорены бесповоротно. И совершенно не важно, кто он -- гангстер или телезвезда, по внезапному капризу решившая пострелять в провинциальном тире. Блеснув, слепящая комета, как это у них водится, исчезает, оставив в сердце героини тоску по несбывшемуся. Кому еще прикажете это сыграть?
Вообще-то, в российской, извините, ментальности эксплуатация собственного успеха воспринимается как поведение не слишком достойное. Гораздо правильнее отказаться от достигнутого, скромно потупить очи и начать штурм чего-то совершенно нового. Необъяснимо, но факт -- и создатели фильма «Сестры» открещиваются от намека на продолжение разработок в духе «Братьев», как от чего-то постыдного. Тем не менее рецепт картины, в сущности, тот же, и героиня выбрана «под Данилу Багрова» -- мрачноватая, слушающая Цоя, стреляющая без промаха -- правда, в силу ли уважения авторов к женской природе или из опасения новой волны обвинений в жестокости никого убивать ей не пришлось. И тип диалога тот же -- герои обмениваются короткими, вполне узнаваемыми и в то же время смешными репликами, не вызывающими у зрителя чувства неловкости. И реальность описана подробно, похоже, со вкусом к деталям и в современном ракурсе. Собственно, все типовое, что можно было воспроизвести, воспроизведено.
И в этом нет ничего дурного. Обычные законы коммерции -- спрос должен быть удовлетворен, а то, что новый положительный герой вместо того, чтобы варить сталь или поднимать целину, вынужден отстреливаться от бандитов, так это, извините, общественный заказ. И вовсе не потому, что в реальности мы все носим под мышкой пистолеты, а потому, что подростковой аудитории, на которую этот фильм и рассчитан, нужны приключения. И бандиты на джипах в этом случае ничем не хуже, чем вредители или шпионы фильмов нашего детства.
Что же касается авторского отношения к жизни, то у Сергея Бодрова оно совсем не похоже на видение Алексея Балабанова. И в этом фильмы, естественно, совершенно отличны, так как представления о плохом и хорошем у Бодрова гораздо более просты, а эмоции, следовательно, наивнее и сильнее. Как объяснил в фильме мальчик-цыганенок задачу искусства уличных музыкантов: «Главное -- не хорошо, главное -- жалостливо». Получилось вполне жалостливо и в общем даже хорошо.
Алена СОЛНЦЕВА