Время новостей
     N°65, 15 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2004
Город-паркинг
Через три года в Москве нельзя будет бесплатно оставить машину даже во дворе дома
Столичные власти решили опровергнуть известный тезис "автомобиль не роскошь, а средство передвижения". Уже через несколько лет содержание четырехколесного друга будет для москвичей куда более обременительным, чем сейчас. На вчерашнем заседании Мосгордумы депутаты приняли в первом чтении законопроект «О размещении транспортных средств на территории города Москвы».

Когда закон вступит в силу, каждый автолюбитель, выходя из своей машины в столице, должен будет почти неминуемо заплатить -- либо за парковку по утвержденному городом тарифу, либо штраф в пять МРОТ за стоянку вне парковки. Априори превращая в нарушителей почти всех автомобилистов Москвы, законопроект, видимо, призван заставить их как можно скорее раскупать места в дорогих, а потому пока пустующих многоярусных паркингах.

Первый вариант этого драконовского законопроекта, несколько месяцев назад внесенный в Мосгордуму Управлением транспорта и связи мэрии, почти сразу был отозван прокуратурой как противоречащий федеральному законодательству. С тех пор управление преобразовали в комитет, его руководителя Александра Беляева сменил Павел Златин, однако суть законопроекта осталась прежней: «На территории города Москвы запрещается размещение автотранспортных средств вне стоянок».

То есть вся территория Москвы для автомобилистов разделится на улицы, по которым можно будет только ездить, и стоянки, за которые нужно платить. Размещение машины вне стоянки будет караться штрафом в 500 руб. Никакого противоречия с федеральным законодательством чиновники не видят: земля принадлежит городу, и если автомобилисты бросают на ней свое движимое имущество, то пусть платят.

При этом бесплатное размещение машин новым законом лишь «допускается» -- на организованных стоянках при органах государственной власти, социальных объектах и жилом фонде. Правда, что разработчики законопроекта считают «жилым фондом», не очень ясно, поскольку высокие штрафы предусмотрены как раз за стоянку на внутридворовых территориях. Хотя дворы жилых домов едва ли не единственное место в сегодняшней Москве (особенно в центре города), где машину еще можно оставить бесплатно.

Выступая вчера перед законодателями, глава комитета транспорта и связи мэрии Павел Златин произнес пламенную речь о том, что законопроект направлен на защиту интересов жителей, призван решить практически все транспортные проблемы мегаполиса. По его словам, закон даже «позволит повысить безопасность дворовых территорий в условиях угрозы терактов за счет вывоза бесхозных автомобилей».

Чтобы убедить народных избранников в социальной значимости законопроекта, в ход пошли даже забытые с советских времен «письма трудящихся». Г-н Златин зачитал депутатам обращение некоего пенсионера, возмущенного большим количеством машин перед домом. Машин действительно стало очень много, посетовал чиновник. Если раньше на дом в 100 квартир планировалось 30 парковочных мест, то теперь на 100 квартир подчас приходится более 100 машин. «Все они паркуются во дворах, и никто никакой ответственности за это не несет», -- возмущался г-н Златин.

Правда, защищая права москвичей путем наложения на них крупных штрафов, чиновник не объяснил, куда в соответствии с предложенным им законом должны исчезнуть из дворов машины, если на 3 млн зарегистрированных в столице автомобилей в городе лишь 600 тыс. стояночных мест.

Авторы законопроекта предложили ввести его в действие с 2007 года -- видимо, в надежде успеть к тому времени построить необходимые гаражи и стоянки. А штрафные санкции для москвичей транспортный комитет предлагает ввести вообще с 2008 года. Заданный Павлу Златину депутатом Игорем Антоновым вопрос -- зачем же сегодня будоражить москвичей репрессивным законом, если исполнить его пока невозможно? -- повис в воздухе.

Смысл законопроекта, который загоняет автолюбителей в несуществующие еще паркинги под угрозой мифических штрафов с 2008 года, можно понять, если учесть, что к разработке документа управление транспорта столицы привлекло сторонние коммерческие организации. Судя по тексту, закон писался инвесторами, вкладывающими деньги в строительство многоярусных гаражей.

Сегодня машиноместо в многоэтажном паркинге стоит от 10 тыс. долл., и понятно, что продажи идут весьма вяло. Однако если деваться от штрафов автолюбителям будет некуда, рентабельность гаражного строительства может резко вырасти.

О заинтересованности инвесторов говорит и тот факт, что добрая половина закона, дублирующая действующее градостроительное законодательство или ему противоречащая, посвящена теме размещения и строительства в городе парковок.

Другие транспортные проблемы мегаполиса -- такие, например, как пробки на дорогах, -- коммерсантов, судя по всему, не интересуют. По крайней мере один из разработчиков документа Юрий Бабенко в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заявил: «Никто не заставляет вас платить за гараж или стоянку -- просто поставьте машину не во дворе, а на магистральной улице, там действуют федеральные ПДД, и максимум что вам будет грозить -- штраф в 50 руб., если вы встали под запрещающим знаком».

Во время вчерашнего обсуждения законодатели обратили внимание на это обстоятельство. Комментируя законопроект в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», депутат Татьяна Портнова заявила, что он не решает ни одной наболевшей проблемы города: «В законе ничего не говорится о пробках на дорогах, огромной проблемой также являются незаконные, несанкционированные, мешающие проезду автомобилей парковки на улицах, по-прежнему не удается решить проблему самозахвата участков под «ракушки». Ничего этого в законе нет, закон вообще не распространяется на улицы города».

Впрочем, явные недостатки внесенного мэром законопроекта не помешали Мосгордуме единогласно проголосовать за него в первом чтении. Более того, по мнению многих законодателей, вводить в действие такой «нужный» документ следует не с 2007-го, а уже с 2005 года.

Александр ГУДКОВ