|
|
N°65, 15 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Широко пошел
Московский Пасхальный фестиваль в разгаре
Художественный руководитель Пасхального фестиваля и его главный фигурант Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра сыграли три первых концерта. За три дня без передышки были исполнены четыре из семи симфоний Прокофьева (Первая, Вторая, Третья и Шестая), три инструментальных концерта (скрипичные Сибелиуса и Стравинского и Второй фортепианный Рахманинова), одна симфония Рахманинова и одна «Цыганка» Равеля. Первый блок фестиваля завершился, начались хоровые программы, сегодня вечером основным пасхальным блюдом будет хор «Мистерия болгарских голосов», кроме того, с воскресенья по Москве звонят, а Гергиев со своим оркестром тем временем отправился в провинцию. Как выразился Юрий Лужков на открытии в Доме музыки, «масштабный, культурный, глубокоморальный Пасхальный православный фестиваль широко пошел по нашим городам».
Именно там -- в наших Ярославле и Нижнем Новгороде -- прозвучат соответственно Седьмая и Пятая симфонии Прокофьева, а также много другой хорошей музыки в исполнении участников московского фестивального расписания и других достойных музыкантов (например, Юрия Башмета и его оркестра «Новая Россия»). В Москву санкт-петербуржцы вернутся дважды -- в пятницу в КЗЧ они исполнят «Чародейку» Чайковского, а в последний фестивальный день сыграют еще одну прокофьевскую симфонию (Четвертую). Тем же вечером выступит последний из солистов, назначенных организаторами быть гергиевскими партнерами (пианист Александр Торадзе).
Таким образом, почти все, что Валерий Гергиев собирался в этом году предложить московской публике, уже сыграно. Неоклассическая Первая, авангардистская Вторая, оперная Третья и фантасмагорическая Шестая симфонии Прокофьева вместе с пышной Второй симфонией Рахманинова оказались схожи своим темпераментным шагом, крупным звуком, вескими кантиленами, эффектными приемами, плотно сбитыми массивами, кряжистой игрой тембров, качественным балансом групп и удивительным равновесием между удачными страницами и только лишь мастеровитыми.
Кроме того, уже выступили двое из трех гергиевских солистов -- свежезагоревшиеся звезды мировой классической индустрии греческий скрипач Леонидас Кавакос и китайский пианист Ланг Ланг. Оказалось, что не столько известная сыгранность оркестра и знакомые манеры дирижера, позволяющие эффектно работать с хорошо или мало знакомым материалом, стали главным содержанием концертов, сколько красивая и бодрая игра молодых и актуальных персонажей академического рынка. Они определяют его сегодняшнее лицо (ну по крайней мере часть лица). А их манеры много рассказывают не только про самих молодых музыкантов, но и про контекст, в котором мечтательный гламур (Ланг Ланг) или слегка суровый глянец (Леонидас Кавакос), настоянные на технологичной виртуозности, благородной фразе и великолепном качестве звука, становятся основой для всевозможной и почти беспроигрышной программной комбинаторики. Шикарный Сибелиус от Кавакоса, сыгранный без надрыва, его же острый на язык Стравинский, лишенный очаровательной диалогичности солиста и оркестра, пылкий и увесистый Рахманинов без слез -- все это с хорошим оркестром и дирижерским темпераментом Гергиева сочеталось в большей или меньшей степени, но непременно производило должные парадные эффекты, способные украсить всякий респектабельный фестиваль.
Между тем влияние международного рыночного мейнстрима теперь на фестивале будет ощущаться несколько слабее. Одновременно в тоне и программах появятся интеллектуальные ноты. Не менее актуальные, но более характерные персонажи примут участие во внутрифестивальном цикле «Дни Баха в Москве»: список интеллектуалов и любителей раритетных стилей возглавляет бельгийский дирижер Филипп Херрвег, следом идут скрипачка Виктория Муллова и гобоист Алексей Огринчук. У них немного разный артистический вес и опыт, но искушенность в изысканных тенденциях их роднит. Поэтому интересно, будут ли сочинения Баха, сыгранные по последней европейской моде, так же похожи друг на друга, как фестивальные Прокофьев и Рахманинов.
Юлия БЕДЕРОВА