|
|
N°64, 14 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катастрофа в масштабах России
Остановить политику архитектурного беспредела можно только радикальной тактикой борьбы
Открывшаяся на прошлой неделе выставка классика советской архитектуры Алексея Душкина (см. «Время новостей» от 9 апреля) стала поводом проведения 13 апреля «круглого стола» по проблемам сохранения архитектурного наследия в России. Организовали коллоквиум директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Давид Саркисян, кураторы выставки Ирина Чепкунова, Наталия Душкина, а также архитектор -- дизайнер экспозиции Илья Уткин. Состав участников «круглого стола» был весьма представительным: архитекторы (Александр Бродский, Евгений Асс), ученые (Алексей Комеч, Андрей Баталов), реставраторы (Дмитрий Кульчинский), специалисты по подземной урбанистике (Нина Алешина, Евгений Пашкин), журналисты российских и зарубежных СМИ. Всех вместе объединила тревога за судьбу Москвы. Важный симптом: приглашали многих, но пришли в основном те, кто относительно свободен от прямого участия в архитектурной политике столицы, не служит в статусных учреждениях под патронатом столичной мэрии. Потому не было за круглым столом ни представителей администрации Москомархитектуры, начальников ни из Главного управления охраны памятников, ни даже из Московского архитектурного института (при том, что одним из главных организаторов «круглого стола» является профессор МАРХИ Наталия Душкина). Такая непреднамеренная фильтрация участников коллоквиума привела к неожиданному результату. Мнения и идеи, озвученные во время коллоквиума, допустимо назвать радикальными. Резкая, бескомпромиссная и (самое важное!) единодушно высказанная оценка архитектурной политики в современной России неискушенного человека способна повергнуть в шок. Завершился «круглый стол» не менее радикальной акцией -- принятием проекта-обращения к высшему руководству страны (президенту РФ Владимиру Путину, правительству, Госдуме, Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, правительству Москвы, Союзу архитекторов России) с требованием предотвратить начавшийся с попустительства правительственных структур культурный геноцид. В письме-обращении есть такие строчки: «Практикуемая сегодня в Москве строительная политика по своей сути является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения России исторической памяти... Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют, чтобы политика в области архитектуры и градостроительства приобрела статус федерального приоритета».
Открывшая коллоквиум профессор МАРХИ Наталия Душкина говорила о двух находящихся в «зоне риска» группах памятников Москвы. Первая -- конструктивизм 1920-х годов. Для всего мира архитектура русского авангарда -- одна из вершин человеческой культуры. Звезды европейского архитектурного модернизма -- от Кулхааса до Холляйна -- приезжают специально смотреть на постройки Голосова, Мельникова, Николаева, Гинзбурга. При этом состояние ни одного здания конструктивизма в Москве нельзя считать удовлетворительным. Изуродован перестройкой Планетарий. Сползает в котлован Дом Мельникова. Превращается в руину Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга. И ни один памятник не стоит на федеральной охране.
Вторая группа «зоны риска», не состоящая на федеральной охране, -- архитектура 1930--1950-х годов. Случилось так, что ближайшая расправа ожидает как раз творение архитектора Алексея Душкина. Имеется в виду легендарный универмаг «Детский мир», первый в СССР и последний в творчестве Душкина. Наталия Душкина познакомила с тремя вариантами его реконструкции, один другого «краше». В одном предполагается alter ego «Охотного ряда» -- воронка, перекрытая вздутым куполом, в другом -- рассекающая здание хай-тековская штанга, в третьем -- пробивающие внутреннее пространство «банки-лестницы». В любом случае тому, что есть сейчас (собственно историческому памятнику), -- хана. Увы, проблема сохранения архитектуры XX века злободневна не только для России. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники XX века составляют менее одного (!) процента.
Самое тревожное в московской зоне риска -- метро. Когда Наталия Душкина передала слово специалистам по подземной урбанистике, стало по-настоящему страшно. Угроза техногенной катастрофы -- не досужая выдумка. По словам бывшего главного архитектора Метрогипротранса Нины Алешиной, лучшие станции московского метро напоминают запаршивевших бомжей. За последние десять лет деградировали лучшие метрозалы, шедевры мировой архитектуры: «Красные ворота», «Белорусская», «Новослободская». Благородные арки «Маяковской» все покрыты слизью и грибком, металлические части ржавеют. Новый вход рабочие долбят стоя по колено в воде. Это нельзя назвать иначе, как планомерным вредительством и диверсией. Для спасения старого метро от постоянных воздействий грунтовых вод необходимо поочередно закрывать станции как минимум на два года. Дезинфицировать, снимать ржавчину, сушить. И не только. Принципиальную инженерную проблему попытался определить доктор геолого-минеральных наук, специалист по гидрогеологии Евгений Пашкин. Станции метро, считает он, текут-текут, и в один прекрасный момент могут просто-напросто рухнуть и даже утянуть в свои воронки наземные сооружения. В центре внимания Пашкина тоже оказалась станция «Маяковская». Тоннель станции проходит внутри юрских глинистых грунтов. Гидроизоляция станции предотвращала процессы разрушения до того момента, когда резко возросла интенсивность движения на Горьковской линии (вместо шести вагонов стало восемь, масса заполненного вагона стала на 35% больше полупустого). Увеличенные вибрационные нагрузки через тюбинги передаются на окружающую геологическую среду. Прочность снижается. Глинистые грунты деформируются. Своды отделяются от геопород. Вода течет. Станция трещит по швам. Без соответствующего мониторинга над реальным состоянием разрушения станцию обрекают на эксплуатацию в аварийном режиме. Тут уж без комментариев!
Опыт Москвы заразителен и для других городов России. Об этом страстно говорил директор Института искусствознания Алексей Комеч. А противостоять беспределу и геноциду почти невозможно. Почему? Причину внятно назвал Андрей Баталов (его выступление мы публикуем полностью): все структуры, обязанные защищать наследие, прикормлены властью с руки, интегрированы в нее. Потому очень здравым и своевременным оказалась одобренная участниками «круглого стола» идея выигрышно использовать свою независимость. Создать общественную организацию -- центр борьбы за охрану памятников, целью которой (солидарное мнение прессы сформулировал Григорий Ревзин) будет «продуцирование общественной реакции». Движение сопротивления необходимо стимулировать идеологически и направлять в самое эффективное русло. 18 апреля, в Международный день памятников, состоится траурный марш по местам гибели культурного наследия. Это начало действенной борьбы. Борьбы "на баррикадах".
Нам было интересно узнать мнение о будущем архитектурной "группы риска" двух представителей официальных структур.
«Детский мир» морально устарел»
Считает начальник Главного управления охраны памятников Москвы Владимир СОКОЛОВСКИЙ.
-- Владимир Ильич, известные столичные архитекторы призывают власти все-таки бережнее относиться к памятникам архитектуры 30--50-х годов прошлого века. Имеются в виду гостиница «Москва», Центральный военторг, «Детский мир».
-- Ну Военторг уже разобран. Что же касается «Детского мира», то он морально устарел.
-- Что значит «морально»? Технически?
-- Ну да, технически.
-- Окончательное решение о его сносе уже принято?
-- Нет, такое решение еще не принято. По «Детскому миру» еще вообще никто ничего не рассматривал.
-- Тем не менее известно, что в правительство Москвы представлено два варианта реконструкции «Детского мира» -- со сносом здания и размещением парковки под ним и c размещением парковки под Лубянской площадью. Как вы относитесь к этим проектам?
-- Размещение парковки под зданием не обязательно означает его снос. Все почему-то так привыкли думать, что для строительства подземной парковки надо все сначала разобрать, а потом строить. Но в Манеже сейчас мы же не будем разбирать оставшиеся стены, а под ним делается парковка. Там довольно глубокие подвалы, они укрепляются. Так что технически это возможно.
-- Не так давно вице-мэр Валерий Шанцев выступил против авангардной архитектуры, назвав её чуждой и неудобной. Значит ли это, что появилась установка на снос авангарда?
-- Таких установок нет, это все решается в индивидуальном порядке по каждому объекту.
-- Как обстоят дела с первыми станциями метрополитена в центре Москвы? Не испытывают ли они повышенной нагрузки от расширения подземной инфраструктуры города?
-- Старые станции поддерживаются, реставрируются, там не планируется никаких больших переделок. Заменяется осветительное оборудование, улучшается освещенность. Больше ничего.
«Не путайте авангард с конструктивизмом второго плана»
Главный архитектор Москвы Александр КУЗЬМИН убежден, что нужно сохранить лишь один-два квартала, несущих отпечаток 30-х годов.
-- Александр Викторович, ваши коллеги полагают, что памятники московской архитектуры 30--50 годов прошлого века могут пострадать из-за нынешней градостроительной политики мэрии. Они намерены обратиться к федеральным властям с призывом защитить «Детский мир» и другие еще не тронутые памятники.
-- Во-первых, это памятники не 30--50 годов. Во-вторых, пускай обращаются. Ну, вы понимаете -- конечно, мы все внимательно послушаем. Если там будет просто плач Ярославны, то это одно дело, если же будут какие-то конкретные предложения -- что именно предлагается сохранить, что сделать, что и как изменить, -- мы с удовольствием послушаем и почитаем в прессе.
-- По «Детскому миру» уже принято решение?
-- Нет, не принято. Даже проекта еще нет. Вариантов несколько, в том числе с разборкой.
-- Если под ним будет стоянка, возможно ли сохранить здание в первозданном виде?
-- Конечно, нет. Однозначно совершенно. Вы сами попробуйте у себя на даче...
-- А Владимир Соколовский считает, что это возможно. И приводит в пример Манеж.
-- Вы не путайте Манеж, у которого середина без фундамента вся, и «Детский мир», где идут сплошные фундаменты и сваи.
-- Говорят, что власти города с подачи Валерия Шанцева начинают борьбу с архитектурным авангардом. Уже сносятся поселки на Пионерской, на очереди Шаболовка и Усачевка.
-- Это тема длинного разговора. Здесь Шанцев и прав, и не прав. Во-первых, все эти Усачевки -- никакой это не авангард. И не надо путать авангард с конструктивизмом, дешевым конструктивизмом, за счет которого обеспечивали строительство жилья в то время. К авангарду это никакого отношения не имеет. Это чистой воды второй план конструктивизма, я бы так сказал. Это не тот конструктивизм, который взбудоражил весь мир.
Но сегодня эти здания не могут никого устроить по другим причинам. Просто они сделаны очень плохо и с плохой планировкой. Тогда у людей были другие потребности. Когда люди жили в бараках и подвалах и получали кухню в 4 метра, они были счастливы. Попробуйте сейчас кому-нибудь всучить квартиру с такой кухней, с проходными комнатами и т.д. Эти дома устарели не только физически, но и морально.
Что касается их архитектурной ценности, то я считаю, что надо часть из них оставить. Внимательно выбрать лучших представителей. Всего-то их двадцать кварталов в Москве, и людям там давно кирпичи на голову падают. Вот из этих двадцати надо выбрать один-два, может быть, Усачевку ту же. Ну где, во-первых, мастер хороший работал, во-вторых, где есть примеры детализации работы того времени. А все остальное...
Подготовили Александр ГУДКОВ, Ольга КУЗНЕЦОВА, Сергей ХАЧАТУРОВ